Киевские генерал-губернаторы, герои, самодуры, строители...

В 1708 году по приказу царя Петра І на карте Российской империи появилась Киевская губерния, а в русском языке новое диковинное слово -- губернатор. Первым киевским генерал-губернатором (так назывались начальники приграничных губерний) стал Дмитрий Голицын. 
 будівлю було побудовано в 50-х роках XVIII століття (перебудовувалося близько 1780 року) за проектом московського архітектора Карина як адміністративну установу та житло київських генерал-губернаторів. Будинок має два поверхи. Фасади оздоблені в стилі пізнього бароко та початку класицизму. Наприкінці XVIII століття в будинку містилися губернські урядові установи, згодом - інтендантські склади. У 1806-1807 роках, будучи Київським військовим губернатором, у цьому будинку мешкав російський полководець М. І. Кутузов. 
Сейчас - музей Гончара

До 1796 года малороссийским генерал-губернатором, а заодно и правителем киевского наместничества был -- Петр Румянцев-Задунайский. После его смерти наместничество было упразднено и опять была возрождена Киевская губерния, во главе которой стояло два губернатора -- гражданский и военный. 

Такое положение сохранялось до польского восстания 1831--32 гг. Для укрепления власти военный губернатор Киевской губернии получил полномочия на приграничные губернии -- Подольскую и Волынскую. Должность эта именовалась -- генерал-губернатор Юго-Западного края, что означало централизацию всех ветвей власти в одних руках, подотчетных лишь императору. До 1917 года -- 14 человек, наделенных особыми полномочиями, были хозяевами края и его столицы -- Киева.

"ОТЕЦ" УНИВЕРСИТЕТА

Первым генерал-губернатором стал Василий Левашов (1832-1835). Участник Наполеоновских войн и член комиссии по делу декабристов -- этот человек из близкого окружения Александра І, а потом и Николая І, прибыл в Киев с заданием -- начать правительственные реформы. Чем он и занялся: вовсю конфисковывал в пользу казны имения участников польского восстания и переводил польскую шляхту в сословие русского дворянства.

Левашов был первым перестройщиком города, легкомысленно сносил памятники старины, из-за чего находился в состоянии постоянного конфликта с киевским митрополитом. Особенно "ославился" губернатор планировкой урочища Клов (Липки), из-за чего погибла чудесная липовая роща. При нем началось возведения крепостных цитаделей на Печерске, а, следовательно, отселения большого количества жителей.

Благодаря ходатайствам генерал-губернатора в Киеве появился не только университет, но и общество приготовления искусственных минеральных вод и даже театральная труппа. Жена Левашова положила начало киевской благотворительной традиции, основав "училище для бедных девушек". Но конфликт с фельдмаршалом Остен-Сакеном вызвал увольнение Левашова от должности. 

Основан 8 ноября 1833 года как Киевский Императорский университет святого Владимира.
красный корпус
 Жёлтый корпус. Архитектор Беретти
 
На его место был назначен "по блату" сын тогдашнего министра финансов и уделов -- Александр Гурьев (1835--1837). Но он умудрился полностью завалить дела в Киеве, как и в других "теплых" местах до этого.

ЕГО НЕНАВИДЕЛИ, НО УВАЖАЛИ

Генерал-губернатором был назначен герой Бородинской битвы, потерявший в бою от ядра левую руку -- Дмитрий Бибиков (1837-1852). До назначения в Киев он уже губернаторствовал во Владимире, Самаре и Москве. 

Главной его программой было -- уничтожение влияния польской шляхты. И в этом деле Бибиков шел даже на облегчение положения крестьян, привлекая польских помещиков к ответственности за преследование крепостных. В 1848 году Бибиков стал попечителем Киевского учебного округа, закрыл все польские учебные заведения.

Губернатор остался в памяти киевлян высокомерным солдафоном. Был такой случай: в большой актовой зале университета были собраны воспитанники киевских гимназий. Вошел Бибиков в сопровождении 30 предводителей дворянства трех губерний. Бибиков дал команду ученикам: "Ложись, вставай, спи, храпи, садись". Когда все эти приказания были выполнены, он сказал: "Смотрите, вот что значит повиновение -- и вот как я учу детей ваших!". 

О "черном юморе" Бибикова слагали анекдоты. Например, о запрещении собственной теще жительствовать в городе и о доставлении к ней зубного врача посредством жандармского наряда. Но особенно удручали киевлян развешенные повсюду на их домах "бибиковские доски": "Сломать в таком-то году". Даже Шевченко в стихотворении "Юродивый" увековечил губернатора: "Капрал Гаврилович Безрукий".

Сам он отлично чувствовал отношение к себе горожан и при отъезде сказал: "Популярности я не хотел, любви от вас не имею, но вы меня уважаете; позднейшее поколение вспомнит мою службу в этом крае". Вспоминают его и сегодня киевляне, прогуливаясь вдоль стройных тополей Бибиковского бульвара, которые появились из-за аллергии Николая І на произраставшие здесь каштаны.
Бибиков был основателем киевского института благородных девиц, обсерватории, ботанического сада. Он заложил знаменитый Цепной мост и открыл Кадетский корпус. 
Институт благородных девиц  был построен в 1838-1842 годах по проекту великого архитектора Викентия Беретти в стиле позднего классицизма. 
 
Здание (архитектор И. В. Штром) на Воздухофлотском проспекте Киева, в котором с 1857 года размещался Владимирский Киевский кадетский корпус

ДОБРЫЙ КНЯЗЬ

Илларион Васильчиков (1852-1862) начинал губернаторство жестко, но после смерти императора стал склоняться к более умеренному курсу. Вместо репрессий нашел компромисс с поляками, в частности ослабил ограничения относительно изучения языка, хотя разговаривать и писать по-польски чиновникам запрещал. 

Открыл сеть еврейских школ и учредил больницу для "бедных евреев", публично отказался считать вредной деятельность украинских патриотов (при нем возникла "Киевская Громада"). Но в разгар этих дел губернатор умер. После его смерти вдова Васильчикова трудилась на ниве благотворительности.

Начало генерал-губернаторства Николая Анненкова (1862-1865) совпало с вторым польским восстанием. После жестокого его подавления он насильно насаждал православие, уничтожал польские школы и учредил полицейский надзор в крае. Но это было уже "слишком" и его выпроводили из Киева.
Будівля ( палац) київських генерал-губернаторів.
 До 1817 року вона належала генерал-майору Дмитру Бегічеву, а пізніше полковнику артилерії Андрію Захаровичу Іванову, який здавав цей двоповерховий будинок у найм (зокрема, у 1821-25 рр. тут мешкав Микола Раєвський). У листопаді 1833 року Іванов продав будинок до казни за 100 тис. рублів, і тут оселився генерал-губернатор Василь Левашов. З того часу в Палаці мешкали по черзі усі генерал-губернатори Київські, Волинські й Подільські аж до останнього перед революцією — Федора Трепова.
Зруйнований у 1920 році вибухом.
 
СТРОИТЕЛЬ КИЕВСКОГО ВОКЗАЛА

Александр Безак (1865--1869) прибыл в Киев как суровый усмиритель оренбургских башкиров. С поляками бороться стал экономически. Налог с их владений он приказал передать для финансирования Комиссии по разбору древних актов и основал первую в городе Публичную библиотеку. 

Но самым любимым его детищем была железная дорога. Из-за отсутствия моста через Днепр, поезда тогда доходили только до Броваров, куда киевляне приезжали на дилижансах. 23 августа 1868 году пробный поезд прибыл из Балты в Киев. Безак много сил приложил к строительству нового железнодорожного вокзала, но до прибытия первого поезда не дожил буквально год. Памятником губернатору стала построенная по его предложению Иоанно-Златоустовская Железная церковь на Галицком базаре

Здание Киевского вокзала на фотографии 1880-го года
православный железный храм, сооружённый в Киеве на Галицкой площади в 1868—1871 гг.
по оригинальному проекту инженера Никкельса[1]. Церковь была разрушена по решению советских властейв 1934 году, теперь на этом месте стоит здание Киевского цирка.

ВОДОПРОВОД -- ПЕРЕПИСЬ -- МОСТ

Александр Дондуков-Корсаков (1869-1878) покровительствовал украинской интеллигенции, способствовал учреждению Юго-Западного Отделения Русского географического общества, которое изучало географию и этнографию 5 украинских губерний и провело однодневную перепись населения Киева в 1874 году. Не без его помощи в 1872 году заработал киевский водопровод и построен железнодорожный мост. При нем была построена товарная станция и Александровская больница. С началом русско-турецкой войны Дондуков был призван в действующую армию и прославился тем, что даровал Болгарии конституцию.

 Здания Александровский больницы
Да́рницкий железнодо́рожный мост (А. Е. Струве) — первый капитальный цельнометаллический железнодорожный мост через Днепрв Киеве. На момент постройки стал самым длинным мостом в Европе[1]. Был освящен и открыт <abbr title="по юлианскому календарю">13</abbr> (25) февраля 1870 года.
Одна из первых водонапорных башен Киева. Сейчас музей воды
 
Михаил Чертков (1878--1881) запомнился, прежде всего, суровым отношением к малейшим проявлениям неблагонадежности в среде учащейся молодежи. Студенты и даже гимназисты, заподозренные в крамоле, высылались из Киева, а наиболее опасные и вовсе получали от губернатора смертные приговоры. Преследованиям подвергалась украинская интеллигенция, а по отношению к полякам Чертков вел себя как инквизитор. Даже с точки зрения правительства это был явный перебор и, присланная в Киев сенатская комиссия уволила губернатора от должности. 

СМЕРТЬ НА ПАРАДЕ

На смену одному мракобесу прислали другого -- Александра Дрентельна (1881--1888). Он был уроженцем "здешних мест" и успел пережить покушение революционеров, стрелявших в него как в шефа жандармов и начальника Ш отделения.

Однако он заслужил уважение солдат учреждением дешевых магазинов для "нижних чинов". В Киеве его запомнили, прежде всего, как ярого антисемита и виновника еврейского погрома 1881 года. Дрентельн не захотел вмешаться в начавшийся на Подоле погром еврейских лавок и магазинов, инициаторами которого были местные "босяки", подогретые слухами, что среди убийц Александра II были евреи. Погром продолжался 3 дня, пока одна из воинских частей без приказа генерал-губернатора не открыла огонь по грабителям. Последствия разбоя были ужасны: Подол разорили до тла, всего пострадало более 1700 человек. 

При расследовании Дрентельн благополучно переложил всю ответственность на гражданского губернатора, который и был уволен. Вторым громким "деянием" генерал-губернатора была его собственная смерть. Он скончался от апоплексического удара во время принятия парада 15 июля 1888 года, посвященного 900-летию Христианства на Руси. Необычная смерть сразу обросла легендами. Рассказывали, что причину и место смерти губернатору напророчил монах Преображенской пустыни, разбив кувшин вина именно там, где через несколько минут упал с коня Дрентельн. Уже на следующий день городская Дума приняла решение о сооружении памятника губернатору на Владимирской горке -- 3-метровый гранитный обелиск с позолоченным крестом работы архитектора Николаева, который снесли в 1919 году. 

ПОГРОМЫ, ВЗЯТКИ, ВОЙНА

Алексей Игнатьев (1889--1897) прославился разве что своей агрессивной русификаторской политикой и откровенной ксенофобией, испытываемой ко всем без разбора -- даже к немецким и чешским колонистам. Последних он подверг "особой переписи" в 1890 году. В то же время Игнатьев выступил одним из инициаторов создания Городского музея древностей и искусств, благословил в первый рейс киевскую конку и электрический трамвай.
Конка
Первый электрический трамвай в Империи появился в Киеве, в связи с трудным рельефом.Он не только  обеспечил горожанам  передвижение в кИеве, но так же  соединил Пущу Водицу, Бровары.
Первый эл. вагончик

Пост достался Михаилу Драгомирову (1898-1903). Несмотря на благосклонное отношение ко всему украинскому, генерал-губернатор больше любил своих "солдатиков". Все усилия тратил на разработку нового военно-полевого устава и введение в армии азов военной психологии. По отзывам гражданских, он был "человеком грубым и невоспитанным", хотя сподобился открыть в Киеве новый оперный театр и Политехнический музей. 
 

  Киевский оперный театр
 
  Киевский Политех
 
Николай Клейгельс (1903--1905) был "сослан" в Киев из Петербурга с должности градоначальника. На новом месте он ничем себя не проявил, за исключением разве что небывалого размера взяток, которые брал не стесняясь. В разгар революционных событий 1905 года, когда войсками была расстреляна демонстрация на Думской площади, он быстренько вышел в отставку. Тем самым сложил с себя ответственность и за еврейский погром, в котором погибло 47--100 человек и 300--400 было ранено.

Усмирять погромы пришлось Владимиру Сухомлинову (1905--1908), вступившему в должность в самый разгар событий. Начав с военных операций, он так и не заинтересовался делами гражданскими. Вскоре стал начальником Генерального штаба, а потом и Военным Министром. 

Последним киевским генерал-губернатором был Федор Трепов (1908--1914), герой русско-японской войны. Он активно внедрял в крае столыпинскую реформу. В Киеве открывались -- коммерческий институт и педагогическое общество, создано Киевское воздухоплавательное общество, была проведена Первая Всероссийская олимпиада. 
Самый большой в Российской империи памятник Александру II был открыт и освящён на главной площади города - Царской (ныне - Европейской).

В 1911 году генерал-губернатор организует пышные торжества по поводу 50-летия отмены крепостного права, отмеченные открытием памятника царю-освободителю и... убийством в киевском оперном театре Петра Столыпина. С началом Мировой войны (30 сентября 1914 г.) должность генерал-губернатора была ликвидирована и Трепов направлен в действующую армию.

Вот такими они были -- правители края и города. Несмотря на то, что их должность дублировалась и гражданским и военным губернатором, а потом и городским головой, только этот пост, давал его обладателям особые полномочия и права, которыми они пользовались иногда во благо, иногда во вред простому обывателю.
http://www.segodnya.ua/oldarchive/c2256713004f33f5c2256bd3002d325e.html
 
Хочу добавит, что открытие университетов, институтов и больниц не означает непосредственное участие генерал -губернатора в самом процессе построения и финансирования проектов.
В большинстве случаев учебные заведения, больницы, театры, дома  презрения, музеи , строились на деньги меценатов и на суммы, вырученных от благотворительных  мероприятий. Самыми известными меценатами Киева были   представители фамилий Терещенко, Ханенко, Бродских. Огромный вклад Фундуклеева, Дегтерева, великой  княгини Александры Петровны, Андрияшина, Демидова, Екатерины Васильчиковой, Галаган.