ОДКБ: Чужая «благодать за гранью дружеских штыков» обходятся России слишком дорого
На модерации
Отложенный
Вслед за Арменией и Казахстаном на выход из договора настраивается Киргизия
«Не подходи ко мне, я обиделась, я обиделась раз и навсегда!!!», — помните эту разудалую песенку? Когда-то она была очень популярна и исполняли её тогда еще задорные и женатые Лолита Милявская и Александр Цекало. Но на сей раз в роли обиженки выступил президент Киргизии Садыр Жапаров: минобороны Киргизии без объяснения причин отменило учения с миротворческими силами ОДКБ «Нерушимое братство — 2022», которые должны были состояться 10−14 октября в Киргизии на полигоне «Эдельвейс». А до этого Жапаров отказался принять участие в неформальном саммите СНГ в Петербурге 7 октября. Был занят.
При этом никаких объективных причин для отмены учений не было. Тем более отмены внезапной, за сутки до начала. Вот Казахстан успешно справился с аналогичной задачей. Там на прошлой неделе завершились командно-штабных учения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ «Взаимодействие-2022», специальные учения «Поиск-2022» — с силами и средствами разведки и «Эшелон-2022» — с подразделениями материально-технического обеспечения.
Многие эксперты полагают, что сыр-бор начался из-за того, что президент Таджикистана получил российский орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. И вообще, в Бишкеке, по всей вероятности, считают, что Москва в киргизско-таджикском приграничном конфликте поддерживает Душанбе.
Формальная причина стать в позу оскорблённой невинности у Жапарова есть. В сентябре неожиданно вспыхнули бои на киргизско-таджикской границе. С обеих сторон — десятки погибших, сотни раненых. Сражения велись с применением новейших вооружений, в том числе и беспилотников. При этом обе страны — и обе же члены ОДКБ — привычно обвиняли друг друга в провокациях, в том числе и на Генассамблее ООН. Киргизия тогда попросила ОДКБ вмешаться. Но блок ограничился заявлением, в котором посоветовал решить конфликт путём переговоров. После чего секретарь Совбеза Кыргызской Республики Марат Иманкулов предложил исключить Таджикистан из ОДКБ, и указал на то, что этот военный альянс не имеет механизмов урегулирования территориальных споров между участниками. А значит — его нужно реформировать.
Но есть и еще один момент, который нельзя сбрасывать со счетов: до конца этого года президент Киргизии должен посетить Брюссель. Европейский совет ждёт его визита с нетерпением. Об этом заявил глава совета Шарль Мишель еще в конце августа. Более того, по инициативе европейской стороны состоялся телефонный разговор. Жапаров и Мишель обсудили актуальные вопросы кыргызско-европейского многопланового сотрудничества, а также обменялись мнениями о развитии ситуации в Центральной Азии, включая события в Афганистане.
Буквально через две недели началась стрельба на границе. И разговоры о необходимости реформы ОДКБ. И предложение об исключении одного из членов. И отказ от проведения учений. Совпадение? Возможно. Но немногим раньше, в конце февраля, в парламент Киргизии начал обсуждение нового соглашения о сотрудничестве с США. И одновременно представители вооруженных сил Киргизии и США (национальной гвардии штата Монтана и Центрального командования, USCENTCOM) вплотную занялись проработкой плана военного сотрудничества на ближайшие пять лет.
При этом США развели активность и в других государствах Центральной Азии. Так, в августе Таджикистан принимал у себя совместные военные учения с США. И вскоре после этого обострился конфликт с Киргизией. Ещё одно совпадение?
Так или иначе, но отмена учений сильно подпортила реноме Киргизии в глазах россиян. Несолидно, глупо, подло — вот три слова, какими пользователи Сети характеризуют действия руководства этой страны.
«Если Киргизия действительно хочет разрешить конфликт с Таджикистаном, то неучастие в ОДКБ — это движение в противоположную сторону».
«То есть, когда старший брат приболел — младшие тут же кидают его вместо помощи? Может, дело не в старшем брате, а в том, кем являются младшие?».
«Неужели Россия им мало дала?».
«Лучше бы президент Киргизии подумал о своих соотечественниках, которые в России работают. Может, их ему назад вернуть?».
Правда, некоторые задаются и более серьёзными вопросами, например: «Какая России выгода от ОДКБ?». Или «Чем ОДКБ помогает союзникам?».
С Россией всё понятно: она таким образом прикрывает часть своей границы от натовских и американских баз. Логично предположить, что страна, состоящая в военном блоке, не станет размещать у себя базы наиболее вероятного противника. Ну а Россия, в случае чего, прикроет «гранью дружеских штыков». Но вот кое-кто из членов ОДКБ упорно считает, что партнёры обязаны вписываться за них, в том числе и тогда, когда они грызутся с соседями или их власти что-то угрожает. И вот тут приходится признать крайне неприятное: если Киргизия настаивает на реформировании организации, то Казахстан и Армения уже задумываются о расторжении договора. То есть двое их шести членов готовы послать союзников лесом, а один тоже этого хочет, но пока стесняется.
В принципе, в том, что состав членов каких-либо альянсов меняется, никакого криминала нет. В 1999 году ОДКБ покинули Грузия и Азербайджан, а в 2006 — и Узбекистан. Зато о вступлении размышляет Иран. Правда, уже три года думает, но всё-таки…
Однако, чем же недовольны Астана с Ереваном? Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о намерении сделать ручкой после того, как блок не выступил в защиту Армении в очередной эскалации Нагорно-Карабахского конфликта. Кстати, армянский военный контингент не принимал участие в учениях Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) в Казахстане. Впрочем, Ереван объяснил неучастие обострением на армяно-азербайджанской границе. Вполне политкорректно, тем более что в приграничных районах это самое обострение — практически каждый день. Со стрельбой из миномётов и гранатомётов.
С президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым не всё однозначно. С одной стороны, когда в январе из-за массовых протестов припекло так, что президентское кресло из-под него едва не вылетело, он моментально призвал на помощь союзников. Хотя его коллеги по должности в других странах стояли до последнего. Президент соседнего Узбекистана Ислам Каримов в 2005 году так «пригрел» недовольных, что там до сих пор никаких майданов нет. А с другой — Токаев, удержав власть, выпер миротворческий контингент из страны так стремительно, что это сильно напоминало пинок под зад. И вернулся к своей излюбленной многовекторной политике, которая всё очевиднее становится прозападной. А быть в одном военном блоке с Россией и делать гешефты с её противниками — задачка ещё та.
Военный эксперт Виктор Литовкин полагает, что недовольным стоит десять раз подумать, прежде чем срываться из ОДКБ.
— Тут насильно мил не будешь. Я понимаю, что во времена такого критического раздрая, когда идет мощное давление со стороны Соединенных Штатов, выдержать сильное давление могут не все. Почти вся Европа уже легла под США. Единственные, кто там еще держатся, это Вучич и Орбан. И то не полностью, а в каких-то вопросах. А то, что Киргизия, Казахстан и Армения пытаются как-то маневрировать, говорит об их слабости. И прежде всего речь о слабости их политического руководства, которое не понимает национальных интересов страны. Особенно меня удивляет позиция Армении. Армяне должны понимать, что США сейчас хотят просто оторвать их от России, а потом, извиняюсь за выражение, просто выбросят, как старую тряпку. США не помогут им решить ни одного из насущных вопросов: ни разобраться с Нагорным Карабахом, ни наладить нормальные отношения с Турцией.
Пашинян, на мой взгляд, не является настоящим патриотом своей страны. Более того, он не видит дальше собственного носа. Уже довел страну до того, что она потеряла практически весь Нагорный Карабах, война с Азербайджаном продолжается, и конца — края ей не видно. Если он надеется, что Вашингтон поможет решить все проблемы, то он глубоко ошибается. Но повторюсь, насильно мил не будешь. Пусть решают, как хотят. Только потом не удивляются, что с ними приключаются разные неприятности.
Вера Жердева
Комментарии