Восшествие на всероссийский престол Елизаветы Петровны

В ночь на 6 декабря 1741 года в результате дворцового переворота на престоле оказалась Елизавета, дочь Петра I и Екатерины I. Этому событию Михаил Васильевич Ломоносов посвятил произведение

"ОДА
НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ
НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ
ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ
ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА".

В оде подчёркивается деятельность Петра I, которую он представляет как образец для царствующей императрицы Елизаветы Петровны. Ломоносов подчеркивает важность миролюбивой политики императрицы, говорит о необходимости развития просвещения и нау­ки, которые, с его точки зрения, будут способствовать развитию и про­цветанию государства. После неожиданной смерти своего премянника Петра II в 1730 году Елизавета по завещанию Екатерины I должна была наследовать престол, но Верховный тайный совет признал Елизавету незаконнорожденной и, отказав ей в праве на престолонаследие, пригласил Анну Иоанновну её двоюродную сестру.  С восшествием на престол властной и подозрительной Анны Иоанновны Елизавета лишилась положения при дворе. Она безвыездно жила в Александровской слободе и, казалось, была очень далека от политической жизни.                                                                                                                  

Власти недооценили дочь Петра Великого в её стремлении взять власть.

Английский посол Финч, обыграв слова Цезаря в пьесе Шекспира, докладывал на родину: «Елизавета слишком полна, чтобы быть заговорщицей». Ну кто мог заподозрить учителя музыки Шварца в заговоре, который вместе с Лестоком и 31-летней Елизаветой подняли за собой гренадерскую роту Преображенского полка. Из казарм все двинулись к Зимнему дворцу. Не встретив сопротивления, с помощью 308 верных гвардейцев она провозгласила себя новой императрицей, распорядившись заточить в крепость малолетнего Ивана VI и арестовать всю Брауншвейгскую фамилию (родственников Анны Иоанновны, в том числе регентшу Ивана VI — Анну Леопольдовну) и её приверженцев. Но никто не лишился жизни, "дабы показать Европе терпимость новой самодержицы". Да и вообще за своё 20-летнее правление императрица никого не казнила. По случаю коронационных пышных торжеств в апреле 1742 года Была объявлена массовая амнистия, вечером стены Кремля сотрясли залпы салюта, фасады окрестных домов были затянуты парчовой материей. В память о торжествах был издан «Коронационный альбом Елизаветы Петровны». Историк Константин Валишевский подвёл итоги её правления: «Империя развивала в себе элементы силы, сделавшие ее одною из могущественнейших держав на земном шаре; она продолжала медленно, но безостановочно идти по пути, по которому Петр I направил ее...»