Георгиевские кавалеры. Глава 7. Василий Яковлевич Чичагов. Первая русская полярная экспедиция

 

 

В полувековую службу адмирала Василия Яковлевича Чичагова вместились первое российское плавание к Северному полюсу, единственный для моряков орден Святого Георгия I степени, походы во главе экадр в Средиземное море, оборона Керченского пролива, победы в Эландском, Ревельском, Выборгском сражениях, создание вместе с Самуилом Грейгом Балтийского Флота, Флота, возможно, самого сильного в мире в то время…..

адмирал Чичагов В.Я.

На мой взгляд, в истории каждого русского Флота есть свои знаковые флагманы, определившие вектор его развития на долгие годы. На Балтике это Грейг, Чичагов и Эссен, на Чёрном море Грейг (сын), Лазарев и Колчак. Наверное, заслужить такое место в истории, дано не каждому…

Биография Чичагова доступна во многих источниках. Она достаточно типична для представителя небогатого дворянства восемнадцатого века. Рожденный в 1726 году Василий окончил Морской Корпус и уже в 1742 году, в шестнадцатилетнем возрасте, тогда рано взрослели, в звании гардемарина зачислен на Флот.

Не имея никакой протекции или иной поддержки, Чичагов, благодаря пытливому уму, постоянному самообразованию, настойчивости и рвению к службе, стремительно продвигался по карьерной лестнице. Этому способствовало, что после относительного застоя, пришедшая к власти императрица Елизавета Петровна стала возрождать Флот, что способствовало продвижению по службе грамотных, энергичных людей, к каким относился Чичагов. Он участвовал в русско - шведской войне 1741–1743 годов, а уже в марте 1745 года досрочно произведен в мичманы; продвигаясь по служебной лестнице, молодой моряк в 15 марта 1754 года стал лейтенантом.

Первое боевое крещение Василий Чичагов получил в годы Семилетней войны 1756–1763 годов.  Весной 1757 года В. Я. Чичагов на фрегате «Архангел Михаил» крейсировал у блокируемых берегов Пруссии, а затем ходил в Зунд «по секретной комиссии». 16 марта 1758 года его произвели в капитан - лейтенанты. В ходе осады Кольберга в 1761 году Чичагов на эскадре А. И. Полянского выполнял поручения, требовавшие опытности и осторожности; вице-адмирал, довольный его деятельностью, охарактеризовал капитан-лейтенанта как «честного человека». 10 апреля 1762 года Чичагова произвели в капитаны 2-го ранга; в том же году он находился при проводке из Санкт-Петербурга в Кронштадт линейного корабля «Святая Екатерина». Новое звание открывало путь на капитанский мостик.

Именно в это время, пришедшая к власти императрица Екатерина задумала проект первой русской полярной экспедиции. Все ведущие страны Европы искали так называемый Северо – Западный проход, альтернативный путь  в Индию и Китай, огибая американский континент с севера. Английские и голландские мореходы не раз пытались пройти через льды вдоль берегов Сибири и Аляски, но не достигали цели. Летом 1607 года Гудзон у западного побережья Шпицбергена достиг 80°23′ северной широты, встретил непроходимые льды и возвратился со сведениями о богатом китобойном и звероловном промысле в Гренландском море. Тем самым он установил рекорд продвижения на север, продержавшийся около полутора веков. Другие походы XVII века позволили сделать ряд открытий, но основной цели не достигли. Подобными же поисками долго и безуспешно занимался знаменитый Джеймс Кук…

 

М. В. Ломоносов

В существование подобного прохода, который мог бы уничтожить монополию Португалии и Голландии на торговлю пряностями и сделать достижимой Камчатку, был уверен М.В. Ломоносов, который, в 1763 году подготовил план экспедиции по поиску кратчайшего морского пути из Северной Европы в Тихий океан и убедил молодую императрицу в необходимости её осуществления.

 

карта полярных плаваний Чичагова

Екатерина была увлечена его сочинением 1763 года «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».

Основываясь на направлении течений, замеченных около Шпицбергена, и на предполагаемом движении льдов, а также опираясь на созданную им теорию электричества, по которой частые северные сияния указывают на существование открытого моря, Ломоносов полагал, что летом между Шпицбергеном и Новой Землей океан очищается от льдов и на широте около 80° на многие сотни километров в восточном направлении находится чистая вода. Ученый был убежден, что по этому пути легко можно пройти до Берингова пролива, а оттуда — в Восточную Индию.

Предполагалось, что летом корабли смогут пройти между Шпицбергеном и Гренландией через Полярный бассейн к Берингову проливу. Экспедиция была организована в 1764 году с заданием: "учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку". Ее начальником был назначен В. Я. Чичагов, в связи с чем его произвели в капитаны бригадирского ранга. До контр – адмиральских орлов оставался всего один шаг…

 

карта полярных плаваний Чичагова

Ломоносов был убежден, что если Северо – Западный проход и недоступен для проводки кораблей, то к берегам Камчатки можно пройти через полярную область, свободную ото льда.

По указанию императрицы Екатерины II, назначенные в экспедицию суда назвали по фамилиям их командиров - "Чичагов", "Бабаев" и "Панов". В то время такой чести не удостаивался ни один капитан, ни в нашем, ни в иностранных флотах. Этим актом императрица подчеркивала роль командиров в столь трудном плавании и побуждала их к безусловному выполнению поставленной задачи.

Дважды - в 1765 и 1766 годах - экспедиция Чичагова выходила в океан. Но непреодолимые льды не позволили ей пройти далее 80 градусов 30 минут северной широты.

 

экспедиция Чичагова

В начале мая 1765 г.

суда экспедиции, на борту которых было 178 человек, вышли из Кольского залива на северо-запад. Им предписывалось пройти от Шпицбергена севернее гренландских и американских берегов и дойти до Камчатки. 12 мая корабли миновали Нордкап и взяли курс на север. Баренцево море встретило их непогодой и сильными ветрами, временами путь преграждали льды, затруднявшие продвижение. 17 июня суда бросили якорь в заливе Кломбай на Шпицбергене. Спустя неделю, пополнив запасы продовольствия, путешественники предприняли попытку продолжить плавание, но, встретив большое количество льда при выходе из залива, вынуждены были остановиться. Лишь 3 июля суда смогли выйти на открытую воду и возобновить путешествие.

От Шпицбергена экспедиция направилась на северо-запад — к берегам Гренландии, однако, встретив непроходимые льды, вновь повернула к Шпицбергену и 23 июля достигла самой западной оконечности архипелага (80° 25′ с. ш.). Пробиться сквозь льды севернее этой точки суда так и не смогли. Чичагов, посоветовавшись с командирами судов и офицерами, принял решение о нецелесообразности дальнейшего плавания. 20 августа экспедиция вернулась в Архангельск.

 

архипелаг Шпицберген

Высшие военно-морские круги России выразили неудовольствие результатами похода, отметив, в частности, что Чичагов недостаточно настойчиво искал Северо-Западный проход. В январе 1766 г. Адмиралтейств - Коллегия приняла решение о повторении плавания. Руководителем экспедиции вновь был назначен В. Я. Чичагов.

В Архангельске суда экспедиции были подготовлены для нового арктического похода. В конце октября они прибыли в Колу на зимовку. В мае 1766 г. суда вышли из Колы и взяли курс на остров Медвежий. 31 мая корабли подошли к Кломбаю, однако льды не позволили войти в залив. Суда направились дальше — на север. Условия похода были тяжелыми: держались туманы, дул холодный ветер, шли непрерывные дожди, сменяющиеся снегопадами, такелаж на кораблях обледенел.

Суда держали курс к берегам Гренландии. 16 июня Чичагов увидел вдалеке землю, но оказалось, что это были лишь плотные облака у горизонта. Так и не увидев гренландских берегов и вновь попав в непроходимые льды, экспедиция повернула к Шпицбергену. 16 июля путешественники достигли самой северной оконечности Шпицбергена (79° 50′ с. ш.), а на широте 80° 30′ были остановлены тяжелыми льдами, простиравшимися далеко на север. Прохода к полюсу не было, и Чичагов вновь принял решение о возвращении на родину.

10 сентября 1766 г. экспедиционные суда «Чичагов», «Панов» и «Бабаев» бросили якорь в Архангельске. В рапорте Чичагова, направленном в Адмиралтейств-Коллегию, был сделан вывод о невозможности открытия Северо-Западного прохода. Адмиралтейств -Коллегия согласилась с доводами руководителя экспедиции и приняла решение о прекращении поисков «проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».

Моряки собрали важные сведения о высокоширотных районах Арктики. Руководитель экспедиции В. Я. Чичагов за смелость и высокий профессионализм стал именоваться "адмиралом Гренландского моря". Разумеется, эти плавания и не могли привести к успеху. Чичагову можно поставить в заслугу уже то, что он без потерь вернул свои суда к родным берегам. Более того, он доказал, что поставленная задача невыполнима для деревянных парусников. Российское правительство больше не предпринимало таких экспедиций, тогда как моряки других стран гибли в бесплодных попытках пробиться к полюсу. Неудачи гораздо более поздних частных плаваний В. А. Русанова, Г. Л. Брусилова, Г. Я. Седова только подтвердили правоту Чичагова.

 

полярные льды

Императрице Чичагов докладывал:

- Итак, за неизмеримым количеством льда во все время нашего плавания, как Гренландского берега, так и сквозь льды проходу не усмотрено, и по всем видимым нами обстоятельствам северный проход, за непреодолимыми препятствиями от льдов, невозможен.

- Во все время бытности нашей с 21 июня по 1 июля ветры были переменные. Погода по большей части мрачная. И дожди. Течение моря нерегулярное и более к норду и зюйду по получетверти мили в час. И всегда носило льдины, которые отбуксировывали от судов шлюпками и отводили крючьями, буде близко случались. Повреждения судам от того не было. Ибо лед отрывало от стоячего льда, которой не очень толст. А которые отламывались от ледяных гор, те по великости своей и толстоте для судов были опасны.

Екатерина, надо отдать её должное, была справедлива.

- Всемилостивейше повелеваем бывши нынешнего года в кампании и на острове на зимовке под командою флота капитана бригадирского ранга Чичагова для оказания нашей Императорской милости и удовольствия за понесенные ими особливые труды и приложенного усердного старания к достижению до повеленного ему предмета, выдать ему, капитану Чичагову и бывшим в оной флотилии штаб, обер и унтер-офицерам и рядовым годовое их окладное жалованье, не исключая из того и вдов умерших служителей и сирот во время оного плавания, которым также по окладам их мужей выдать адмиралтейской коллегии повелеваем….

Обратите внимание, пожалованы все, в том числе и нижние чины…. Нет, неверное не всё мы знаем о нашей истории…

Между прочим, пройти путь, по которому шла экспедиция Чичагова смог лишь атомный ледокол «Арктика» в августе 1977.

А у Василия Яковлевича впереди были четверть века практически непрерывных войн и великих побед. 7 февраля 1771 года контр – адмирал Чичагов повёл эскадру в Средиземное море….

 

Боголюбов А.П. "Парусное судно на якоре"

 


Ссылки по теме:

http://polaruni.ru/istoriya-polyarnyh-issledovaniy/ekspedicii/russkie-pravitelstvennye-ekspedicii-v-ya-chichagova-17651766/

http://sfilm.org/nauchno_poznavatelnye/031/100

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1760-1780/Cicagov_2/frametext5.htm


продолжение следует