Обязательная сцена.
На модерации
Отложенный
Итак, что же это за сцена такая? Если емко и коротко, обязательная сцена – это финальное столкновение героя и антагониста, темы и контртемы произведения. Из самого названия этой сцены вы уже, вероятно, поняли, что она в произведении должна присутствовать обязательно. Но почему?
Представьте себя читателем. Вот вы открываете какую-то книгу, начинаете пролистывать страницу за страницей, и происходящее вас увлекает.
В книге некий главный герой – положительный смелый парень – пускается в далекое опасное путешествие, чтобы вернуть на родину некую особо ценную вещь. Однако вещь эту охраняет главный и очень опасный злодей – много лет назад он вероломно выкрал эту реликвию и теперь безжалостно убивает каждого смельчака, посмевшего рискнуть возвратить ее.
Итак, перед нами первый акт истории: автор обрисовал диспозицию сил, наглядно объяснил, кто здесь хороший, а кто плохой. Это мы понимаем. А чего, собственно, мы сами ожидаем от этой истории? Какой интерес сподвигнет нас к дальнейшему чтению? Вероятно, мы хотим увидеть, как герой возвратит (или хотя бы попытается) украденное сокровище и, разумеется, как он победит (или хотя бы сразится) с невероятно сильным злодеем.
Будем ли мы удовлетворены, если главный герой неожиданно погибнет на полпути к логову главзлодея, утонув на переправе в реке? Думаю, нет.
А будем ли мы довольны, если главный герой дождется прихода темноты, проберется в логово злодея, выкрадет сокровище и благополучно вернется домой? Лично я – нет.
Иными словами, мы с вами, как читатели, ждем главного столкновения – битвы доброго смелого парня со всемогущим злом. То есть обязательной сцены. И чем круче и непобедимее кажется зло, тем больше мы ждем столкновения с ним.
Фатальная ошибка начинающих авторов.
Теперь вы, думаю, прочувствовали всю важность обязательной сцены для повествования. Однако не все начинающие авторы, перед тем как набросать сюжет, проходят приведенную выше цепочку рассуждений. Вот и получаются у нас рассказы и повести, в которых добро борется со злом виртуально, через океан или просто «для галочки». А потом удивляемся, почему история получилась такой скучной. Кстати, подобные казусы случаются не только с начинающими, даже опытные и маститые авторы порой так увлекаются побочными сюжетными линиями, что совершенно забывают о главном конфликте.
Поэтому, чтобы не было мучительно больно, всегда и везде: сначала придумывается обязательная сцена! Как только в голове сформировалась идея главного конфликта произведения, сразу же нужно продумать обязательную сцену. Без нее нет смысла браться за остальное. Все дорожки в рассказе или романе ведут именно к ней. Когда вы уже точно определитесь, кто, где, когда и как в ней схлестнется – только после этого можно придумывать весь остальной сюжет.
Требования к обязательной сцене.
Главное требование, безусловно, чтобы эта сцена была.
Второе по важности требование: читатель должен получить от обязательной сцены то, что он хочет, но совершенно не так, как того ожидает. Вся сложность обязательной сцены в том и заключается, что читатель подсознательно ждет ее и знает, что она будет. Пропадает эффект удивления! Поэтому сцена должна быть, но в ней читателя придется удивить.
В нашем примере читатель ожидает, что герой сразится со злодеем в его логове – огромном неприступном замке, и что лишь после победы заберет сокровище. Хорошо, мы обманем ваши ожидания. Наш герой проберется в крепость, будет таиться по углам, сражаться со стражей, но главного злодея не обнаружит. Мы нагнетаем напряжение: герой берет сокровище с золотого пьедестала, но ничего не происходит. Он выходит из замка, но погони нет. Но мы-то с вами знаем… Он отправляется к себе домой. Но погони нет. Он дезориентирован. Неужели все так просто? А вот дома… Его город сожжен дотла, а на руинах дворца восседает главный злодей. И уж теперь-то бежать герою некуда – он принимает бой.
Это, конечно, лишь первый пришедший в голову вариант, но он хорошо иллюстрирует второе требование к главной сцене – она должна обмануть (а в идеале – превзойти) ожидания читателя.
Следует также отметить, что обязательная сцена не всегда выливается в бой не на жизнь, а на смерть. Очень часто обязательная сцена – это разговор. Если мы имеем дело с романтической историей – это воссоединение влюбленных или последняя ночь перед расставанием. Все зависит от характера конфликта, именно поэтому я и рекомендую сначала продумывать именно обязательную сцену. Она – ключ ко всей истории.
Комментарии
А вот отыскание путей понимания между ними (и самого понимания) при помощи третьего - Наблюдателя - это имхо еще более занимательно.
Главное требование, безусловно, чтобы эта сцена была."
Заумь, не по нашему IQ.
Комментарий удален модератором
Вот только смерть антагониста - ошибочное решение. Куда потом его душа полетит?
В ад? Но кем тогда и для кого этот ад устроен? И каково его устройство?
Нет. Нужно приходить к пониманию, тогда и смерть одного и беззаботная жизнь другого после этого не будут казаться именно тем идеальным решением, которое стоит объявлять всем.