Ныне «рacta» не должны «servanda»?

Ныне «рacta» не должны «servanda»?

Ноябрь 27
👤Автор Fairway
 

Как гласит древний принцип международного права, «рacta sunt servanda» – «договоры должны выполняться». Однако складывается впечатление, что ситуация с поставками Францией России 2-х универсальных десантных кораблей-вертолётоносцев (УДКВ) «Мистраль» не подпадает под действие этой древней правовой аксиомы.

О чём разговор?

Выполнение французской стороной своих обязательств по «мистралевскому» контракту вновь повисло в воздухе … На этот раз – по причине личного решения президента Франсуа Олланда отложить передачу РФ первого из двух кораблей – УДКВ «Владивосток» – «до нового распоряжения». Как говорится в распространённом 25 ноября Елисейским дворцом коммюнике, «президент Республики считает, что настоящее положение дел на востоке Украины всё ещё не позволяет осуществить поставку первого вертолётоносца».
(Подробнее о контракте по УДКВ – «Готов ли Елисейский дворец возвращать деньги?»)

Следует упомянуть о том, что сумма контракта по «Мистралям», заключённого «Рособоронэкспортом» и французской компанией DCNS ещё в июне 2011, составляет 1,2 миллиарда евро. В случае неисполнения договорённости суммарный объём неустоек и соответствующих штрафов может приблизиться к 3-м (трём!

) миллиардам евро: стоимость контракта плюс штрафные санкции («компенсация») по 800 млн. евро за каждый корабль.

Однако в сложившейся ситуации Россия – по не до конца понятным причинам – не спешит затрагивать правовую и финансовую стороны вопроса, а просто … отмалчивается. Или, говоря дипкорректным языком, «берёт паузу». Хотя уже 1 декабря Москва имеет полное право подавать на Елисейский дворец судебный иск в соответствующие международные инстанции.

Надеется ли Кремль, что финансовые и т.н. «имиджевые» соображения Олланда перевесят его зависимость от жёстких санкционных требований США в отношении России? Возможно. Мнения в российском политическом истеблишменте по этому поводу весьма разнятся.

Например, председатель международного комитета Госдумы Алексей Пушков даже назвал действия французского лидера «соломоновым решением» (!), поскольку «президент Франции находится в системе координат Европейского Союза и должен проявлять некоторую солидарность … кроме того, играет роль американское давление».

Не до конца понятно другое: какое отношение упомянутая Пушковым «солидарность» имеет к выполнению совершенно конкретного (и во всех отношениях прозрачного) коммерческого контракта? И что сказал бы сам Олланд, если бы Россия, к примеру, аналогичным образом ссылаясь на «солидарность» со странами БРИКС (ШОС, ОДКБ и т.д.), прекратила бы исполнять контракт по поставкам во Францию природного газа?

Да нет вопросов, мсье Олланд! Коли вам эта «солидарность» дороже, чем бюджетные средства 5-й Республики – возвращайте ранее внесённые российской стороной деньги и ПЛАТИТЕ ШТРАФЫ!

Или что, теперь «рacta» вовсе не должны «servanda»?