Путин с Крымом получил море нефти или проблем?

Присоединив Крым, Россия получила не только увеличение своей территории, но и морской шельф, превышающий в несколько раз площадь полуострова, со всеми ресурсами, потенциал которых оценивается в несколько триллионов долларов.
"Россия, изобразив возвращение якобы законной территории, не соотнесла это с нефтяной и газовой гонкой, которая начала разгораться в Черном море. Но этот ход также расширил морские границы России, отдав РФ господство над огромными запасами нефти и газа, что нанесло сокрушительный удар по чаяниям Украины об энергетической независимости", - утверждается в статье, опубликованной в The New York Times.

Согласно статье, это случилось в рамках международных соглашений, которые дают народам суверенитет над районами до 230 миль (370,1 км) от их береговой линии.

"Менее двух лет назад Россия неудачно пыталась получить доступ к энергетическим ресурсам в этой территории посредством соглашения с Украиной", - отмечает Александра Одинова, автор статьи.
Потеря Крыма, объясняют эксперты, лишает Украину возможности разрабатывать ресурсы, так как они перешли России, что делает Украину еще более уязвимой к давлению со стороны РФ.
Жиль Лериколе, директор европейского и международного отдела государственной океанографической группы во Франции, назвал "очевидную цель" аннексии Крыма – захват богатств, хранящихся в прибрежной зоне.
При этом пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что между присоединением Крыма и энергетическими ресурсами "нет связи". Песков утверждает, что России не было дела до запасов газа и нефти, хранящихся там.
"По сравнению со всем имеющимся у России потенциалом, они не представляют интереса", - пояснил пресс-секретарь.
Крупные нефтяные компании, включая Exxon Mobil, Royal Dutch Shell, уже исследовали Черное море, и некоторые аналитики отрасли утверждают, что его потенциал может соперничать с Северным морем, подчеркивает в своей статье Александра Одинова.
Однако политолог, руководитель центра "Третья сила" Андрей Золотарёв полагает, что эти оценки в сложившихся условиях весьма поспешны.
"Я бы не торопился с подобными заявлениями, когда эти оценки звучат в ситуации холодной войны с Россией и сопутствующей тому информационной войной. Нужно осторожно относиться к таким оценкам", - пояснил он для Неделя.UA.
Стоит отметить, что Северное море является одним из существенных источников энергоресурсов для Норвегии, Великобритании, Нидерландов, а также ряда других стран Европейского союза. Северное море по праву считается важнейшим в мире нефтегазоносным районом.
"Нефтяные аналитики полагают, что возрастающие экономические санкции могут замедлить эксплуатацию Россией Черного и Азовского морей путем сокращения доступа к Западному финансированию и технологиям. Но они отметили, что Россия прибрала к рукам крымское отделение Украинской национальной газовой компании, что позволило РФ начать исследования в Черном море", - отмечается в статье NYT.
"В силу того, что юридически этот акт аннексии Крыма не признается мировым сообществом, то сделать что-либо, привлечь третью сторону будет весьма проблематично. Крым фактически – оккупированная территория. Туда не привлечешь мировые компании, они туда не пойдут.
Все это (Черноморнефтегаз, шельфы) рассматривается, как какой-то бонус, но переварить это для России будет весьма проблематично", - резонно заметил Золотарёв.
Политолог считает, что версия, представленная в статье NYT о захвате месторождений – вторична. Там, по его словам, нужно еще "работать и работать, прежде чем этот проект мог бы дать полную отдачу".
"Ну а за это время может случиться так, что "то ли шах помрет, то ли ишак сдохнет" – и смена политического режима в России, и экономические проблемы РФ могут выйти на такой уровень, когда станет не до черноморских месторождений", - сказал Андрей Золотарёв.
Кроме того, подчеркивает эксперт, при добыче ресурсов используются современные технологии, а Россия в этом плане, безусловно, отстает.
"Что-то добывать она сможет, но эффективность всего этого… Сейчас все компьютеризировано, завязано на высоких технологических элементах, которые в России не производят, и в условиях ее отношений с Западом это создаст очень серьезные проблемы", - продолжил он.
Андрей Золотарёв говорит, что предложенная американской газетой версия не лишена логики лишь в том случае, если следовать в рамках "конспиралогических версий". По его мнению, Путин все же воспользовался сложившейся в Украине слабостью и поступил по стратагеме великого китайского стратега Сунь Цзы "Грабь во время пожара".
"Те проекты разработки месторождений Черного моря с участием западных корпораций, которые были, они прямо угрожали интересам Газпрома, равно как и разработка Юзовских месторождений сланцевого газа, которые как раз сегодня находятся в эпицентре боевых действий. Однако это все производные происходящего. Я думаю, что если бы украинская власть оказалась в этой ситуации на высоте, до аннексии не дошло бы. Это не Путин забрал Крым, а Украина его потеряла", - резюмировал собеседник Неделя.UA.
Кроме того эксперты компании Bloomberg заявили, что российский президент переиграл сам себя, подписав во время визита в Китай договор о поставках газа в Поднебесную.

По словам Путина российско-китайский договор стал "эпохальным событием". Переговоры о соглашении поставок газа в Китай Россия вела 10 лет. Стороны торговались в большей части по поводу цены. Однако условия контракта, объявленные на этой неделе, так и не дают четкого представления о настоящей цене на газ, в частности остается загадкой, сколько обе стороны инвестируют в строительство газопровода, но, предполагают эксперты, Китай будет платить за российский газ значительно меньше, чем Европа. Если так, то и Россия, и Китай пошли на уступки, чтобы завершить сделку.
"Если здесь и есть победитель, то это Китай. Он использовал желание России продемонстрировать США и Европе, что она не боится санкций, как рычаг для давления, чтобы добиться более приемлемой цены и выгодного для Поднебесной расположения газопровода", - подчеркивают специалисты Bloomberg.
Путин же, в свою очередь, получил нового покупателя, и может с гордостью сказать США и ЕС, что Россия может обойтись без европейского рынка. Однако российский президент не хочет, чтобы страна зависела от Китая больше, чем он хочет, чтобы она зависела от Европы. Поэтому, согласно договору, количество газа, которое начнут экспортировать с 2018 года, будет составлять около четверти от той части, которая продается в Европу. Даже если цифру со временем увеличат, Россия не сможет полностью обойтись без европейского рынка.
Владислав НЕДАШКОВСКИЙ
Комментарии
Комментарий удален модератором
http://maxpark.com/community/13/content/3125107