ЗАГАДКИ НЕВСКОЙ БИТВЫ (окончание)
...Спешить князю нужно было лишь в одном случае: если в Новгороде шведов считали не врагами, а союзниками. И готовили торжественную встречу.
Если принять эту гипотезу, многое встает на свои места. Новгородцы просто не узнали о высадке шведов. Правда, "Житие" содержит душещипательный рассказ о том, как Александр собрал свою дружину на Софийской площади, архиепископ новгородский сотворил молебен, а юный князь произнес речь: "Братья! Не в силе Бог, а в правде! Не убоимся множества ратныя, яко с нами Бог!" Но есть основание усомниться, что все это происходило в действительности.
Дело в том, что реконструируя ход Невской битвы, историки не учитывают фактор времени. Дружина Александра должна была за сутки преодолеть почти 200 километров. Конница еще могла одолеть такое расстояние, но ведь часть сил Александра составляли "пешцы" (пешие ратники)! Но что, если в начале июля 1240 года Александр с дружиной находился между Новгородом и предполагаемым местом высадки "латинян", перекрывая коммуникации?
И последняя загадка. Менее чем через полгода после Невской битвы новгородцы прогнали Александра из города, "указали путь чист", по терминологии того времени. Князь-победитель был вынужден отправиться восвояси в свой Переяславль-Залесский.
В чем же он провинился? Историки не дают внятного ответа. Сформулируем гипотезу. То, что мы называем шведским десантом, высадившимся в устье Ижоры, было посольством - представительной делегацией, которую сопровождала внушительная стража. Шведы выполняли некую дипломатическую миссию, причем по соглашению с Новгородом, его властями (вечем). Князь Александр пресек эту затею, поскольку ее успешный исход был ему крайне невыгоден.
Что же это могла быть за миссия? Возможно, речь шла о переходе Новгорода под покровительство Швеции или о перемене веры - Новгород должен был принять католицизм, сохранив православную обрядность. Именно поэтому в составе делегации обязательно должны находиться высшие иерархи католической церкви (упомянутые в "Житии" "пискупы"). Понятно становится и присутствие "воеводы Спиридона" - дорогих гостей сопровождал представитель Господина Великого Новгорода.
Прямых свидетельств этого нет, они исчезли из архивов, и неслучайно - на протяжение веков измена православию в России считалась самым страшным преступлением.
Но какие-то глухие упоминания в русских хрониках сохранились. Вот, например, отрывок из летописи XVI века: "В тоя горкая Батыева времчина отвергоша они (новгородцы. - И.К.) работного ига... и отделишася от Руси, царства Владимирского".
В 1240 году, как отмечал историк Л.Н.Гумилев, "в Новгороде, как и во всех славянских городах, не столько готовились к защите, сколько спорили между собой о том, с кем лучше связать свою судьбу - с суздальским князем Ярославом или со шведским королем".
Незадолго до описываемых событий в Новгород зачастили западные эмиссары. Автор "Жития" выражается туманно: с визитом в Новгороде побывал "некто силен от Западные страны". Возможно, это был вице-магистр Ливонского ордена Андреас фон Велвен. Возможно, "отцы города" вели переговоры с папскими легатами кардиналами Агалдадом и Гемонтом (впрочем, историк Б.Я. Рамм в отмечал: "В списке католической иерархии таких имен ни кардинальских, ни епископских нет, тем не менее рассказ об этом посольстве заслуживает доверия").
"От вас учения не примем", - будто бы ответил папским посланникам князь Александр ("Ответ Александра папе явно сочинен впоследствии", - считал Н.И.Костомаров). В результате новгородцы в очередной раз выставили Александра из города - Ярославич путал им все карты!
Дан приказ ему на Запад Вообще в нашем сознании сложилось устойчивое представление, что западные соседи Руси только и делали, что строили против нее какие-то козни, стремясь захватить ее земли. Не всем известен факт, что русские волынские князья вместе с польскими князьями участвовали в крестовом походе 1147 года на Пруссию. И совсем не случайно былинный муромский богатырь "Илиас из Руссии" воспевается в немецком эпосе как... соратник германского императора!
Отношения Новгорода и Пскова с соседями тоже были не совсем такими, как изображает официальная историография. Значительная часть новгородцев придерживалась прозападной ориентации. "Мы от рода варяжска!" - был их девиз. В Новгороде существовала большая "латинская" община, католический храм, а также улица Пискупли, видимо, названная так потому, что на ней жили католические епископы.
Интересно, что в булле 1233 года папа Григорий IX отмечал необходимость создания на Руси епархии, ссылаясь на то, что там "существует множество латинских церквей, не имеющих священников".
Вообще Новгород славился не только свободомыслием, но и веротерпимостью. И в последующие столетия новгородцы часто выступали против канонического православия, здесь зародились многие церковные ереси.
Какую выгоду мог получить Новгород от смены конфессии? В первую очередь - моральную поддержку Запада. И торговые привилегии. Неслучайно именно в 1241 году в немецком городе Любеке был заключен договор, послуживший основой для создания знаменитого Ганзейского союза - торгового объединения городов северных стран, в котором Новгороду отводилась одна из ключевых позиций.
А Псков? В 1236 году Псков вместе с Орденом меченосцев выступил против Литвы. Отряд был невелик - двести "мужей". В знак мира и "вечной дружбы" в Ригу в качестве почетных заложников (обычная дипломатическая практика Средневековья. - И.К.) были отправлены сорок "детей боярских" (не путать с обыкновенными!). Вскоре псковитяне впустили в Детинец орденский гарнизон - и все это с санкции веча. Часть жителей, не согласившаяся с таким решением, получила возможность выехать из города с семьями и имуществом. История сохранила имя главного псковского "предателя" - боярина Твердилы Иванковича, правда, не везде упоминается, что он был посадником, то есть главой городского самоуправления. Немецких рыцарей в город пустили "вятшие люди" города-республики!
И они были не одиноки в своем выборе. Власть Рима готов был признать князь Даниил Галицкий (он принял из рук папы Иннокентия III королевские корону и скипетр). Переговоры о заключении унии между католиками и православными шли с князем Михаилом Черниговским и князем Андреем Ярославичем, братом Невского. Да и самому Александру неоднократно делались предложения "признать римскую церковь матерью". Папа Иннокентий IV в 1248 году предложил Александру "среди других католических государей оказать... особое почтение и всегда проявлять особое старание об умножении его славы". В архивах Ватикана хранится документ, в котором римский первосвященник обращается к Александру как к "сыну", именует "королем" (!) и... разрешает построить в Пскове католический храм.
Ворота Сигтуны. ...на протяжении столетий новгородцы и шведы сражались за "жизненное пространство" в Южной Финляндии. Причем шведы по большей части защищались от опустошительных набегов новгородцев. Один из походов русских войск в 1188 году закончился взятием шведской столицы Сигтуны. Новгородцы и союзные им карелы разграбили город. Обратимся к шведской "Хронике Эрика": "Они сожгли Сигтуну дотла... Архиепископ Ион был убит, и многие язычники радовались тому, что христиан постигло такое несчастье. Этому радовалась вся Россия". Нападавшие ободрали великолепные медные ворота с главного собора, сделанные в Магдебурге, и украсили ими храм Святой Софии в Новгороде. Город, который был известен и далеко за пределами Швеции (Адам Бременский называл его "город великий Сигтуна"), так больше никогда не поднялся из руин...
Это, бесспорно, была выдающаяся победа русского оружия. Поход на Сигтуну ни по своему масштабу, ни по эффекту, ни по значимости не уступает легендарному походу князя Олега на Царьград. Но в России о нем ничего неизвестно. Сведений о взятии Сигтуны нет ни в одной русской летописи! В памяти потомков это славное сражение оказалось вытеснено Невской битвой.
А ведь эта военная кампания была не единственной. В 1178 году карелы захватили город Ноуси, центр шведских владений в Финляндии, и убили епископа Родульфа.
Через двадцать лет русские войска "огнем и мечом" прошлись по стране, штурмом взяли город Або. И на сей раз местный епископ Фольквин принял мученическую кончину. Неслучайно папа Григорий IX потребовал от ливонских меченосцев поспешить в Финляндию, чтобы "защитить новое насаждение христианской веры против неверных русских". В 1237 году он призвал организовать "крестовый поход" в Финляндию "на помощь епископу Томасу... против тавастов (финское племя. - И.К.) и их близких соседей".
Не надо думать, будто русские помогали финнам отстаивать свою независимость. Они преследовали свои геополитические интересы. Походы русских в Прибалтику и Финляндию были, по сути, теми же "крестовыми походами". И, по замечанию Л.Н.Гумилева, "большая часть чуди, води, ижоры сопротивлялась введению у них православия".
Орда наступает Вернемся в 1240 год.
Что же могло заставить новгородцев поменять политическую ориентацию, заключив союз с недавним врагом?
Объяснение лежит на поверхности. В 1238 году на просторах Руси появились татары.
Сегодня все больше историков признает, что "Батыево нашестие" - стремительный захват монгольской армией огромного государства - не обошлось без предательского "удара в спину" (складывается впечатление, что многие города татарам просто сдавали: небольшой Козельск сопротивлялся захватчикам два месяца, а более крупный и укрепленный Переяславль был взят за несколько дней). Кто был первым русским "коллаборационистом"? Согласно первому закону криминалистики - тот, кому выгодно. Больше всего выиграл от татарского вторжения князь Ярослав Всеволодович, отец нашего героя и младший брат великого владимирского князя Юрия Всеволодовича. Монголы уничтожили всю семью Юрия, расчистив Ярославу путь к великокняжескому престолу. (О том, что именно Ярослав навел Орду на Русь, свидетельствует масса косвенных доказательств. Ярослав Всеволодович прибыл во Владимир вскоре после взятия столицы татарами уже в качестве великого князя и приказал "убрать трупы из церквей". То есть появился в городе буквально через пару дней после штурма (иначе тела погибших успели бы захоронить). Где же находился князь во время штурма Владимира? Ответ очевиден: в обозе осаждавших! И тщетно великий князь Юрий Всеволодович, окруженный татарами на реке Сить, ожидал помощи от брата - тот предпочел сохранить свою немалую дружину, чтобы затем напасть на черниговского князя Михаила Всеволодовича - одновременно с татарами! - а затем "урядил" смолян.) Юрий Всеволодович погиб в битве на Сити, а Ярослав первым из русских князей заключил договор с монголами, принес присягу - "шерть". "Батый же почти Ярослава великою честию..."
Вскоре после взятия Владимира татары двинулись на Великий Новгород. Орда захватила Торжок и... повернула обратно, не дойдя до города всего сотню километров. В чем причина? Церковь считает, что город на Волхове "заступи Бог и святая Богородица". Историки объясняют загадочное поведение татар необычайно ранней весной, распутицей. Не исключают и того, что новгородские бояре откупились от завоевателей...
Попытаемся предложить свою версию. И прежде всего отметим, что маршрут, по которому шло на Новгород войско Батыя, в русских летописях встречается неоднократно. Именно по такой схеме действовали... владимирские великие князья, когда непокорный Новгород прогонял их наместников. Тогда великий князь собирал дружину, шел на мятежный город, разбивал вышедшие навстречу (очень часто именно в район Торжка!) новгородские рати - и дело заканчивалось миром. Новгород уступал, поскольку не мог долго держать осаду - припасы на Волхов поступали с низовых земель.
Эту версию подтверждает и вся многолетняя история противоборства Новгорода и Владимира. Вряд ли во всех сражениях и стычках с западными "агрессорами" погибло столько людей, сколько полегло в битве при Липице 21 апреля 1216 года. Тогда новгородцы наголову разгромили армию князя Ярослава Всеволодовича: потери суздальцев составили почти десять тысяч человек! Князя Ярослава новгородцы несколько раз выгоняли из города. В 1224 году он осадил Торжок, в 1228-м пытался организовать поход в южную Финляндию, но в Новгороде его не поддержали - видимо, поэтому в 122'-м он напал на новгородские владения на Волоке. А "псковичи... узнав, что он собирается идти на немцев на Ригу и привел для этого свои переяславские полки, сами поспешили заключить мир с рыцарями Ордена, с тем, чтобы они помогли им в случае войны с Новгородом.
Новгородцы же, узнав про это, сказали Ярославу: "Мы без своей братьи без псковичей не пойдем на Ригу, а тебе князь низко кланяемся ("низко кланяемся" - формулировка вежливого отказа от услуг в качестве князя. - И. К.)". Так описывает эту коллизию дореволюционный историк А.Д.Нечволодов.
В 1230 году уже сам Александр (будущий Невский) был вынужден бежать из Новгорода. Власти города решили призвать на княжение Михаила Черниговского.
(Как известно, новгородский князь был тем, что сегодня мы называем "кризисным управляющим": он не княжил, а служил князем; в его юрисдикцию входила лишь оборона города). В отместку князь Ярослав Всеволодович установил блокаду - перерезал торговые пути, по которым в Новгород подвозили припасы. Наступил голод, люди умирали сотнями и, как пишет летописец, лежали непогребенными.
В короткое время в Новгороде от голода умерло около 42 тысяч человек! Помощь пришла извне. В Лаврентьевской летописи можно прочитать: "В лето 1231 прибегоши немци из заморя, с житом и с мукою и сотвориша много добра". Другими словами, немецкие купцы доставили в Новгород хлеб, который продавали по доступной цене. Понятно, что после этого "прозападные" симпатии в Новгороде возросли, а авторитет семейства Ярослава Всеволодовича упал до критической отметки. Но новгородцы были вынуждены принять Александра назад.
1232 год. "В Новгороде нашлась кучка бояр во главе с бывшим тысяцким Борисом Негочевичем, которые пытались произвести в Новгороде и Пскове переворот, а когда им это не удалось, бежали к немцам" (Б.Я.Рамм. "Папство и Русь").
Можно предположить, что и в 1238 году Александр Ярославич в очередной раз "роспревся с новгородцы". А князь Ярослав Всеволодович решил восстановить статус-кво силой татарского оружия. Противостоять орде Новгород не мог.
И князь Александр вернулся на прежнюю "должность". Но новгородцам такое насилие понравиться не могло. И они обратили свой взор на Запад. Швеция и Ливонский орден предложили им защиту - в обмен на унию или открытое принятие католичества.
Есть еще одно обстоятельство, подтверждающее нашу гипотезу. Новгородцы крайне негативно относились к Александру. И князь платил им той же монетой.
Когда в 1241 году Александр Ярославич вернулся в Новгород, он припомнил горожанам старые обиды и повесил "многий крамольники". В 1252 году случилась знаменитая "Неврюева рать" - брат нашего героя великий владимирский князь Андрей Ярославич поднял Новгород на борьбу против татар (по словам Л.Н.Гумилева, он "объявил, что заключает союз со шведами, ливонцами и поляками"), но потерпел поражение от ордынских карателей, которых навел на него Невский.
Андрей бежал в Швецию, где ему предоставил кров не кто иной как... ярл Биргер. Поразительные зигзаги иногда делает история!
Другой брат Александра, Ярослав Ярославич Тверской, не "ушел за море", а обосновался в Ладоге и решил продолжить борьбу. Тогда Александр занял Торжок, осадил Новгород и добился ликвидации старой традиции - права новгородцев самим выбирать князя.
В 1257-м, когда татары потребовали обложения данью Новгорода и Пскова, снова вспыхнул бунт, который продолжался год. Александр взял город штурмом и устроил настоящий террор - участники мятежа были брошены в острог, многие казнены, других секли кнутом, третьим, по приказу князя, резали носы и уши, "вынимали очи". "Был стон и скрежет зубовный", - говорится в летописи.
Беспощадные репрессии не возымели воздействия. По ночам на улицах Новгорода убивали княжеских людей. Был убит даже герой Невской битвы "новгородец Миша". Уже через два года вспыхнуло новое восстание, подавленное столь же жестоко. Потомки князя Александра приглашали
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Александр Невский. Считается, что именно за битву в устье Ижоры князя Александра Ярославича стали называть Невским. Однако впервые это словосочетание появилось только в летописи XV века. Даже в "Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра", созданной спустя 40 лет после смерти князя, Александр ни разу не назван Невским. Зато в повести "О зачале царствующего града Москвы" упоминаются сыновья Александра - Андрей Александрович Невский и Даниил Александрович Невский, которые в 1240 году еще даже не появились на свет.
"Псы-рыцари". На Руси рыцарей Ордена меченосцев (Тевтонского ордена) никогда не называли "псами-рыцарями". Это выражение появилось в русском языке благодаря Карлу Марксу. В "Хронологических выписках" он писал: "...литовский князь Миндовг, или Мендог, в союзе с русскими и курами разбивает при Дурбене войско немецких псов-рыцарей ("reitershund") и подчиненных им и обращенных в христианство ливов и пруссов". Историки до сих пор теряются в догадках: была ли это игра слов ("reitersbund" - рыцарский орден) или основоположника научного коммунизма подвел ужасный почерк.
"Кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет". Никаких оснований считать, что князь Александр Ярославич когда-либо произносил эти слова, нет. Впервые выражение прозвучало в фильме Сергея Эйзенштейна "Александр Невский", сценарий которого написал сталинский любимец Петр Павленко. Выдающийся историк академик Михаил Тихомиров назвал этот сценарий "издевкой над историей". Но Сталин наградил создателей картины Сталинской премией.
Конец.
Комментарии