Экономика наукой не является

На модерации Отложенный

Науку задает очерченный предмет, которым она занимается, а также свой метод. Предмет и метод экономики пока что никто не сформулировал. Попыток было много, но все безуспешные. Никто не может толком сказать, чем вообще занимаются экономисты. Однако то, что предмет и метод какой-то области деятельности не формулируются, не означает, что их нет, а говорит о том, что они вытесняются из осознания. Как и в других псевдо-науках, в экономике реальным, но подспудным предметом является доходность экономистов, а методом — создание псевдо-научного флёра ради обеспечения этой доходности.

Такой же предмет и метод, например, у астрологии. Она точно так же прибегает к методикам математической статистики, аналитики ради создания ореола «научности». Предсказательность в астрологии примерно такая же, как и в экономике, если не выше. Наука вообще занимается предсказаниями (результатов искусственных и естественных экспериментов), иначе она не имеет смысла. Если мы будем просто бросать кости (или монету — орел-решка), то при правильной формулировке вопросов, наши прогнозы на основе такого генератора случайных чисел будут сбываться примерно в 50 случаях из ста. С прогнозами экономистов «сбывание» и того меньше. Почему так происходит? А просто предмет экономики — доходность экономистов — определяет ангажированность их прогностики. В астрологии точно так же, независимо ни от какой цифири надо угождать клиенту. В экономике «клиентом» является общество, государство, компания, партия, etc... Раньше астрологи, звездочеты, жрецы, гадалки, толкователи оракулов исполняли при правителях то, что делают сегодня экономисты более «научно обоснованно».

Следует, наверное, оговориться, что всю экономику относить к лженаукам нельзя. Это, скорее, донаучная «алхимия», некоторые данные которой впоследствии будут встроены в науку. Скорее всего, это будет лишь раздел общегуманитарной теории отношений, занимающийся товарно-денежной их частью. Опора там будет на общие надэкономические свойства и законы отношений.

Сегодняшняя экономика сущность отношений избегает, а занимается лишь формами, гадает на них, как на кофейной гуще, пытается доказать, что манипулирование формами меняет содержание, что по определению есть магия. Да, экономика — это на 90% магия! Если применить системный подход — эту «прачечную» научной методологии, то он смоет в канализацию эти 90% и выявит, что попытки теоретиков от Маркса до Кейнса отрисовать единую моно-систему бесплодны не только ввиду их подмены содержания — формой, но и ввиду того, что в реальности в любой экономике мы имеем дело не с одной, а с двумя антагонистичными системами с несовместимыми свойствами и законами, в которых одни и те же акторы ведут себя противоположным образом. Эти «два мира-две системы», одна — функциональная система, а другая — паразитирующая на ней антисистема, дисфункциональная «халявономика». В плане системного подхода, это то же самое явление, что и организм, на котором развивается раковая опухоль, только на своём уровне. Нельзя здоровый организм и злокачественного паразита описать одной системой (подробнее о бисистемности экономики).

 Клетки раковой опухоли точно так же выходят из полезных (функциональных) отношений и переходят на «халяву», как и люди в сфере халявономики.

Халява — это дисфункциональная доходность и деятельность. Не случайно экономисты панически избегают этого понятия, вроде бы очевидного даже ребенку. Понятно, к какой системе обычно относятся экономисты, которую из двух систем они пытаются оправдать, нормализовать, продлить ее существование. Само изучение и рассмотрение халявы грозит экономистам катастрофическими последствиями — «а где же я буду харчеваться?», накроется медным тазом «всё, что нажито непосильным трудом». Вопрос халявы — это гробовой гвоздь в псевдо-научность экономики.

Халява не имеет синонимов и означает совершенно отдельное, в России — определяющее, явление, которое к экономике, вернее, к товарно-денежным отношениям можно отнести лишь наполовину. В значительной части халява — понятие культуральное. Именно культура, ее система ценностей служит человеку ориентиром полезности. Например, послевоенный призыв де Голля к французам, не отошедшим от ценностей своей культуры, «обогащайтесь!» привел к обогащению через функциональную деятельность. В России 90-х и начала XXI века тот же самый призыв привел к обратному дисфункциональному беснованию: грабежу, присвоению всего и вся, разводкам и кидкам, отжимам и пилежке, обращению всех возможных и невозможных ресурсов в ренту — построению царства вселенской халявы. Это и есть российское экономическое чудо-юдо. Что там Запад, французы — у них чудеса не той системы...

Со всей очевидностью  беспомощность экономистов демонстрирует сегодняшний кризис. Экономисты путаются в своих формальных теориях, выписывают глупые рекомендации борьбы с кризисом, типа интервенций (или отказа от интервенций) с валютой или гречкой. Валютные интервенции (как и гречневые) могут сиюминутную панику сбить, вызвать шумы-возмущения различных показателей, но повлиять на общий ход кризиса, выражающегося сегодня в стагфляции (это она, родная) — это они не могут, ибо никак на причину стагфляции не воздействуют, и даже ее усиливают. Причина стагфляции — в раздутой до вселенских масштабов халяве. Это кризис халявономики. Единственное, что может повлиять на кризис, это не экономика, а резкий поворот идеологии — на борьбу с халявой (от «эффективности» — к «полезности»), на которой сидят практически все (включая экономистов).

Ну да, смешно даже представить, что власть и народ поднимется на борьбу с халявой. Пчелы против меда. Потому будут выступать со всякими магическими теориями — как не трогая халяву подавить кризис.

А кризис, меж тем, будет идти своей дорогой — он сам срежет этот пузырь халявы и приведет экономику к функциональному виду, хотя бы и через катастрофу. Слушать в это время рекомендации экономистов — это лучше, чем полагаться на мажорные реляции правительства, но хуже, чем обращаться к астрологам, экстрасенсам и гадалкам. Помните про предмет и метод экономики!