Какой счет в банке?

Какой счет в банке?

Футбольные клубы тратят на услуги агентов миллиарды рублей, но прямой связи между этими деньгами и результатами на поле — нет

24.11.2014

На Дону в последние годы образовалась «своя команда» для футболистов, сотрудничающих с агентом Олегом Артемовым и аффилированными с ним лицами. Возможно, это как-то связано с тем, что Артемов выступает деловым партнером по ряду коммерческих проектов с сотрудником селекционной службы «Ростова» Алексеем Рыскиным, известным в футбольной среде как Леша Таганский. Об этой паре мы уже рассказывали (см. «Новую газету»,  № 80,  от 23 июля 2014 года.)

В 2012—2013 годы «Ростов» заключил с агентами 25 договоров на общую сумму около 115 млн рублей и выплатил около 125 млн рублей.

В исследуемый период были погашены обязательства, взятые «Ростовом» в 2010—2011 годах: 250 тысяч долларов получил Олег Артемов за организацию перевода в 2011 году полузащитника Эдгара Чеснаускиса; 200 тысяч долларов заработал Александр Лопырев за трудоустройство в 2011 году Алексея Ребко; 100 тысяч долларов выплатили Илье Зайцеву — за перевод в 2010 году Драгана Блатняка (все эти агенты связаны с Артемовым). Также клуб заплатил за организацию трансфера в 2010-м и заключение трудового договора в 2011-м с Тимофеем Калачевым — 5 млн рублей получил агент Нечай, 200 тысяч долларов — Михаил Евстюхин.

Кроме того, за услуги по переходу в 2012 году Инала Гетигежева агент Алексей Адрианов, связанный с Артемовым, получил 500 тысяч долларов. Он же заработал в 2013 году 372 тысячи евро за организацию трудового договора между клубом и вратарем Антоном Амельченко.

Из сделок, в которых принимали участие другие группы агентов, можно отметить две выплаты: 200 тысяч долларов — Сергею Базанову за посредничество при подписании Сергея Белоусова и 300 тысяч долларов — Александру Маньякову за организацию перехода Игоря Смольникова, который спустя год окажется в «Зените» транзитом через «Краснодар».

«Локомотив»:
пестрая лента событий

Это еще один клуб, где неплохо себя чувствуют люди, связанные с Олегом Артемовым и Алексеем Рыскиным.

Железнодорожники в 2012—2013 годах заключили 19 соглашений с агентами на сумму около 436 млн рублей и выплатили около 410 млн рублей.

В 2012 году «Локо» закрыл ряд прежних обязательств: 300 тысяч евро было выплачено агенту Джилесу Менезешу за организацию перехода в 2011 году Фелипе Кайседо; 200 тысяч евро получил агент Альберто Сапатера — Джинес Карвахаль; за организацию перехода ростовчанина Максима Григорьева в конце 2011-го 516 тысяч евро было выплачено Александру Лопыреву.

Кроме того, в 2012 году 20,7 млн рублей за посредничество при переходе в стан железнодорожников полузащитника Александра Самедова получил агент Сергей Шевченко, связанный все с тем же Олегом Артемовым. 500 тысяч евро было перечислено и другому партнеру Артемова — Алексею Андрианову — за оказание им услуг по продлению трудового договора с Дмитрием Тарасовым. Сам Артемов получил от «Локомотива» 1,7 млн евро за организацию в 2012 году перехода Романа Павлюченко. Также в начале 2012 года клуб заплатил агентам за организацию переезда в Москву защитника Андрея Ещенко: по 393 тысячи долларов заработали Лопырев и Айрат Рахимов, связанный с бывшим спортивным директором «Рубина» Рустемом Саймановым.

А в 2013 году взамен ушедшего в «Анжи» Ещенко в «Локомотив» взяли защитника Виталия Денисова, что обернулось новыми издержками: по 798 тысяч евро было выплачено Лопыреву и Андрианову.

Были у «Локомотива» и другие контр-агенты: за организацию в 2012 году  трансфера Владислава Игнатьева 1,4 млн евро получил Павел Банатин, связанный с Павлом Андреевым; оформление трудового договора хорватского защитника Ведрана Чорлуки обошлось клубу в 20,5 млн рублей — их получил агент Дмитрий Кудерцев; за организацию договора с форвардом Даме Н’Дойе 650 тысяч евро получил Никлас Йенсен и 600 тысяч евро — Микаэль Якобсон; 200 тысяч евро было перечислено Луке Пучинелле за услуги по организации перехода в том же году Рето Циглера.

В 2013 году агентские «ставки» не снизились: организация перехода Тараса Михайлика стоила железнодорожникам 500 тысяч евро — эти деньги получил Константин Сосенко, который может быть связан с агентом Николаем Толстиковым, представлявшим интересы тренера «Локомотива» Леонида Кучука. Такая же сумма агентского вознаграждения была предусмотрена клубом и за организацию перевода игрока «Анжи» Мубарака Буссуфа — ее получил Айрат Имамов, связанный с Германом Ткаченко. Еще 500 тысяч евро Имамов должен был получить за организацию переезда из Махачкалы в Москву Арсения Логашова.

В 350 тысяч евро в 2013 году «Локомотиву» обошлись услуги агента Михаила Ершова, который подготовил трудовой договор между клубом и Сергеем Ткачевым.

600 тысяч евро получил агент Джон Уильямс — за оказание услуг по организации перехода еще одного футболиста «Анжи» — Лассана Диарра. Также в 2013 году 7 млн рублей было перечислено агенту Евгению Данилову (связан с Павлом Андреевым) за его услуги по продлению трудового контракта с Дмитрием Сычевым.

«Спартак»:
Федуну на заметку

Если «Локомотив» и «Ростов» оказались клубами агента Артемова, то «Спартак» в период 2012—2013 годов, похоже, стал вотчиной Павла Андреева. Так, за услуги по заключению трудового договора с Дмитрием и Кириллом Комбаровыми по 500 тысяч евро было выплачено Павлу Банатину и Владиславу Дуюну, связанным с Андреевым. Они же получили по 957 тысяч евро за услуги по заключению трудового соглашения между клубом и Денисом Глушаковым.

Также в 2012 году за помощь в подписании Юры Мовсисяна 500 тысяч евро получил Дмитрий Агеев; 711 тысяч долларов было выплачено агенту Маньякову за оказание услуг по продлению трудовых отношений между клубом и Эмином Махмудовым (которого вскоре продали).

Агент Дмитрий Кудерцев получил 213 тысяч долларов за услуги по организации договора с Евгением Макеевым. За подготовку контракта с Мареком Сухи 400 тысяч евро получила Sport Invest Ltd.

В 400 тысяч евро красно-белым обошлись услуги агента Николаса Парехи — Густаво Эктора Аррибаса. 200 тысяч долларов несколькими платежами в 2013 году получил Алексей Сафонов — судя по назначению, в качестве процентов от трудовых соглашений клуба с Обуховым, Ходыревым, Яковлевым, Паршивлюком, Ребровым и Дзюбой.

В 2013 году агент Череповский (был сотрудником агентства Сафонова, но, по слухам, начал сотрудничать с Артемовым) получил 250 тысяч евро — за организацию договора между клубом и голкипером Сергеем Песьяковым.

Еще одна крупная сделка 2013 года — выплата 1 млн евро компании PDP srl, представлявшей интересы защитника Сальваторе Бокетти. Чуть меньше — 800 тысяч евро — получила компания Fott & Ball Sport International FZE, участвовавшая в подготовке договора Сердара Таски. Агент Мартин Эдуардо, представлявший интересы испанца Хурадо, в результате переезда игрока в Москву получил 575 тысяч евро.

Всего «Спартак» за два года заключил 24 договора с агентами на сумму более 300 млн рублей и выплатил около 285 млн рублей.

Даже беглый анализ агентских ведомостей показывает, что наиболее обдуманные траты позволяют себе клубы, принадлежащие частным инвесторам, — несложно провести корреляцию между уровнем мастерства приобретенных ими футболистов и размером выплаченного агентам вознаграждения. Оно и неудивительно: частные владельцы, заинтересованные в минимизации любых расходов, куда более строго следят за действиями наемных менеджеров, которые иногда не прочь опустить руку в клубную кассу, получив таким образом неофициальную надбавку к зарплате. В клубах же, питающихся из бюджетов регионов и госмонополий, с выплатами, кажется, не так осторожны. Возможно, опубликованные нами сведения позволят региональным чиновникам и госуправленцам сравнить расходы вверенных им спортивных проектов с издержками коллег по цеху и понять: для того, чтобы побеждать, не всегда следует больше платить, особенно когда адресатами этих платежей являются всего лишь посредники.

Автор: Андрей Сухотин