РЕЙТЕР
Прежде мы много и подробно писали о соглашении об ассоциации с ЕС и присоединении к Таможенному союзу в контексте перспектив развития экономики, промышленности, науки и высоких технологий.
И, заметим, ныне происходящее полностью оправдывает наши прогнозы. Выбор Киева в пользу евроинтеграции ни к чему хорошему не привел: экономика падает, и прежде всего страдает сфера высоких технологий (наглядный пример — ситуация на Южмаше, см. «Союз трезубца и меноры», «2000», №44(720), 31.10. — 6.11.2014 г.). Упадок высокотехнологичных производств, кроме потерь ВВП, сокращения доходов бюджета и рабочих мест, в среднесрочной перспективе приведет к уничтожению связанной с этими производствами науки — за ненадобностью. Специалисты из страны уедут (в ту же Россию), а университеты и институты попросту закроются.
Однако сейчас о другом. Интересно взглянуть на ЕС и ТС сквозь призму такого понятия, как свобода. Речь не о личных свободах, а о свободе государства как субъекта международных отношений, которую более принято выражать в таких категориях, как самостоятельность, независимость, суверенитет.
Полагаю, все помнят одну из ключевых пропагандистских дихотомий, употреблявшихся евроинтеграторами на протяжении многих лет, и особенно активно после отказа экс-президента Януковича поставить подпись под соглашением об ассоциации с ЕС в пользу известных договоренностей с Россией: «Евросоюз, пространство свободы» vs «Таможенный союз, территория рабства».
Каких только выражений не звучало с евромайдана по адресу ТС! И «кремлевское ярмо», и «путинское стойло», и «Таежный союз», и «новый Советский Союз»...
Тогда как Европа — это союз свободных народов, альянс равноправных наций, взаимное уважение и учет интересов всех стран. Никто никого не «нагибает», никто ни над кем не доминирует...
В общем, второй вариант явно предпочтительнее первого.
Это на словах. А на деле? Текущий год с его острым противостоянием Запада и Востока из-за Украины дал нам много пищи для анализа на данную тему.
«Если Брюссель будет указывать нам, как нужно управлять страной, то Венгрия может покинуть Европейский Союз», — цитировал 29 октября EUROMAG заявление спикера венгерского парламента Ласло Кёвера. Он же сравнил действия Брюсселя с политикой, которая проводилась советским руководством в отношении стран бывшего социалистического блока («до смены режима в европейских соцстранах в 1989 г.»). Кёвер считает, что подобные действия ЕС могут «вынудить Венгрию пойти на столь радикальное решение».
Каково: Брюссель — советская Москва!
Г-на Кёвера тут же поддержал член Европарламента от Венгрии Тамаш Дойч: «Ласло Кёвер очень четко высказался относительно проблем функционирования Евросоюза, европейские ценности от нас весьма далеки, мы сами должны определяться относительно будущего в ЕС».
Речь шла о том, что Брюссель берется «указывать нам (Венгрии. — С.Л.), как нужно управлять страной» в вопросе антироссийских санкций. Будапешт, как известно, против такой политики. По двум причинам: во-первых, санкции никоим образом не способствуют урегулированию конфликта на Украине, и, во-вторых, они крайне вредят экономическим интересам Венгрии.
3 ноября парламент Венгрии принял закон, который открыл путь для строительства «Южного потока» на венгерском участке (согласно документу право строить газопроводы на территории Венгрии получили компании, которые не имеют лицензии на его эксплуатацию).
А 4 ноября, сообщал EUobserver, Виктор Орбан вновь заявил о своей поддержке строительства «Южного потока». И аргументировал свою позицию так: «Мы поддерживаем любой газопровод, который приносит энергоносители. Если есть проблемы в Украине, то газ все равно должен дойти до Венгрии, и для этого нам нужен еще один трубопровод». По его словам, Германия построила «Северный поток», что позволяет ей обойти Украину как «потенциальный источник угрозы». «Мы не хотим больших преимуществ, чем те, которыми пользуется Германия», — подчеркнул г-н Орбан.
Надо заметить, такая позиция — почему Германии можно было строить «Северный поток», а балканским странам нельзя возвести «Южный поток» — широко распространена не только в Венгрии.
Ранее автор данных строк приводил слова обычного болгарина, возмущавшегося: «Богатая Германия платит за российский газ гораздо меньше, чем бедная Болгария. И при этом болгарам, у которых каждый евроцент на счету, Европа закрывает возможности, чтобы облегчить свое положение».
Позволю себе еще цитату из того материала: «Так вот на тему «что позволено Юпитеру — не позволено быку». Мой собеседник рассуждал далее. Германия вместе с Россией построила две ветки «Северного потока» — и энергетической безопасности Европы это не навредило.
Германия благодаря участию в названном проекте получила существенные скидки в цене на поставляемый российский газ, а также десятки тысяч рабочих мест. Она экономит на транзите для себя и зарабатывает на нем же как участник проекта и как государство, по чьей территории газ из «Северного потока» поставляется в другие страны Европы. Наконец, благодаря «Северному потоку» Германия обезопасила себя от разного рода катаклизмов вроде нынешней ситуации на Украине и связанных с ней украинско-российских газовых войн. Что бы ни происходило — Германия свой газ получит по дну Балтийского моря, немцы при любом развитии ситуации не будут мерзнуть зимой, а их промышленность не остановится из-за нехватки сырья.
Так почему всего этого нельзя Болгарии?! Почему болгары не могут совместно с россиянами строить «Южный поток», получив за это более низкие цены на газ, инвестиции в свою экономику, рабочие места, транзитные доходы, наконец гарантии бесперебойных поставок, которые не будут зависеть от того, хорошо ли, плохо ли развиваются украинско-российские отношения?.. А завершил он тем, что констатировал очевидное: Евросоюз — это не союз равноправных, в ЕС страны делятся на «сорта», одним можно все, а другим только то, что позволит Еврокомиссия. При этом маленькие и бедные вроде Болгарии должны расплачиваться за геополитические игры больших и богатых.» (Южный взгляд на «Южный поток», «2000», №33(709), 15—21.08.2014 г.).
Как видим, позиция по «Южному потоку» — один в один с тем, что заявил в начале ноября венгерский премьер Орбан. А что до деления в ЕС на «юпитеров» и «быков», на «равных» и «более равных» — то полное совпадение с позицией венгерского спикера, сравнивавшего нынешний ЕС с бывшим социалистическим блоком.
Но странам «европейского блока» ныне даже сложнее, чем когда-то странам социалистического блока.
Ибо давит не только Брюссель, но и Вашингтон.
7 ноября премьер-министр Венгрии Виктор Орбан после встречи с премьер-министром Баварии Хорстом Зеехофером в Мюнхене заявил: «США оказывают сильное давление на Венгрию» — в связи с решением продолжать участие в строительстве «Южного потока».
Как отметил В. Орбан, США рассматривают такое решение, как «сближение Венгрии с Россией». «Мы не собираемся ни с кем сближаться, но и отстраняться ни от кого не будем. Мы ведем не прорусскую политику, а провенгерскую», — подчеркнул г-н Орбан.
Тем не менее заметим: сближаться с Россией «самостоятельным» и «независимым», «свободным» и «суверенным» европейским странам категорически запрещено! За этим строго бдят в Брюсселе и Вашингтоне. Если же возникают подозрения на указанный счет — то «юпитеры», как говорили когда-то, снимают стружку с «быков» и требуют «разоружиться перед партией».
И последнее «юпитерам» удалось. Прошло несколько дней, и г-н Орбан (в компании с еще одним «бунтарем», оспаривавшим необходимость введения санкций против России, — премьером Словакии г-ном Киску) заявил, что антироссийские санкции будут поддержаны.
По-простому говоря — нагнули! Или, как выражаются в политкорректных кругах, поставили в неудобное положение.
Ведь так выражался вице-президент США Джо Байден во время выступления в Гарвардском университете в начале октября: «Действительно, ЕС не хотел этого (введения санкций против России. — С.Л.). Однако США взяли на себя роль лидера в этом вопросе. Президент (Обама. — С.Л.) настаивал на этом, а иногда ему приходилось ставить Европу в неудобное положение, чтобы она приняла необходимые меры».
И в таком «неудобном положении», еще раз подчеркнем, находятся все небольшие страны Европы. Возьмем еще одну страну из «пространства свободы» — Латвию.
Вот как охарактеризовал ее положение Айвар Лембергс, лидер латвийской партии «Союз «зеленых» и крестьян»: «Латвия — это маленькая страна. Ее хозяева находятся в столицах больших государств, начиная от Берлина и заканчивая Вашингтоном. Так что нам не приходится говорить о какой-то самостоятельной политике нашего государства. В этом контексте и надо рассматривать вопрос о присоединении к санкциям. Россия является самым важным экономическим и торговым партнером Латвии, и, конечно, любые санкции против Москвы нам невыгодны. Однако в вопросах геополитической борьбы Латвия не дирижер, и от нее ничего тут не зависит. Пока нет точных подсчетов ущерба, который понесла экономика Латвии в результате своей санкционной политики. Однако совершенно очевидно, что наша страна осталась наедине со своими проблемами» (www.regnum.ru).
Т. е. Латвия — геополитический лакей Берлина и Вашингтона. «Хозяева» скомандовали вводить санкции против России — латыши исполнили.
Примеров подобного рода «партнерских» отношений — как «равный с равным», «независимый с независимым» — масса. Можно было бы вспомнить те же откровения экс-главы МИД Польши г-на Сикорского — о том, как Варшава, извиняюсь на демократическом слове, «сосет у Вашингтона». И много чего еще.
В странах Евросоюза постоянно озвучивают недовольство по поводу введения санкций против России — огромные убытки, разорение целых отраслей экономики, сокращение рабочих мест... И тем не менее все как один вводят санкции! Поразительное единомыслие в этих «свободных», «суверенных» и «самостоятельных» странах. Подобное единомыслие прежде наблюдалось в том самом социалистическом блоке: Москва не отправляет своих олимпийцев в Лос-Анджелес — весь соцблок не отправляет и т. п.
А как обстоит дело в «рабском» Таможенном союзе?
Когда шли споры относительно имплементации соглашения об ассоциации Украины с ЕС в части создания зоны свободной торговли, Россия объявила, что это ущемляет ее экономические интересы и она предпримет ответные меры. А именно: перейдет к торговле с Украиной на условиях ВТО.
Казалось бы, если Таможенный союз — это «путинское стойло», «новый СССР» и прочее «кремлевское ярмо», то Белоруссия и Казахстан должны были бы выстроиться по стойке «смирно» и также заявить: Минск и Астана упразднят режим свободной торговли с Украиной в случае создания ЗСТ Украина — ЕС.
Но ничего подобного не было и в помине. 27 июня Украина подписала экономическую часть соглашения об ассоциации с ЕС. Сразу после этого состоялось заседание Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), на котором обсуждался вопрос, как действовать ТС в новых реалиях. И Казахстан с Белоруссией отклонили предложение России относительно введения таможенных пошлин для товаров из Украины (www.pravda.ru). Потому что сочли, что это не отвечает их экономическим интересам.
Впоследствии в ходе трехсторонних переговоров в формате Россия — Европа — Украина имплементация соглашения об ассоциации в части создания ЗСТ была отложена до конца следующего года. Но факт остается фактом: Москва в рамках ТС не прибегала к давлению на Минск и Астану, а последние при принятии решений исходили из своих национальных интересов.
Другая тема текущего года — обмен санкциями между Россией и Европой. Москва, как известно, ввела ряд довольно болезненных для стран ЕС ограничений относительно доступа европейских товаров на свой рынок.
По логике тех, кто именует ТС «новым СССР», Белоруссия и Казахстан должны были бы без разговоров поступить точно так же. Тем более — ввиду открытых границ между Россией, Белоруссией и Казахстаном — влияние российских санкций против Евросоюза некоторым образом снижается: европейские товары имеют «черный ход» в виде белорусской и казахской территорий.
Тем не менее ни Минск, ни Астана к санкциям не присоединились. Опять-таки сочли, что это не отвечает их экономическим интересам.
«Нужны нам польские яблоки — мы покупаем, но не для России, а для внутреннего рынка, — заявил Лукашенко. — Нужны какие-то немецкие деликатесы — также приобретаем для внутреннего потребления. Надо нам что-то перерабатывать — покупаем и перерабатываем». Аналогичную позицию заявил и Казахстан. Пресс-служба президента Нурсултана Назарбаева после его телефонного разговора с Владимиром Путиным в середине августа с. г. сообщала: «Это (запрет на импорт сельхозпродукции) односторонняя мера России, она не предполагает вовлечения других стран — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП)» (www.vedomosti.ru).
Так где же «пространство свободы», а где строят (или уже даже построили) «новый Советский Союз» — на Западе или на Востоке?..
Комментарии