Нелегальные связи кабмина

№47(723) 21 — 27 ноября 2014 г. 20 Ноября 2014 570 0 0 Отслеживать материал

Конфликт в восточных регионах страны и выявленные при этом проблемы армии, требующие многомиллиардных вливаний, вынудили власти к проведению конкурса на продажу частотного ресурса Минобороны. Но затем процесс стоимостью в несколько миллиардов почему-то застопорился.

3G-интернет на блок-посту — это не только связь с родными и близкими, но и повышение эффективности действий армейских подразделений // РЕЙТЕР3G-интернет на блок-посту — это не только связь с родными и близкими, но и повышение эффективности действий армейских подразделений // РЕЙТЕР

Подразумевается, что потребители получат дополнительные возможности, присущие третьему поколению мобильной связи (3G), такие как передача больших графических файлов, видеоконференции и т. д., а военные смогут использовать вырученные на конкурсе деньги для закупки нового оружия и прочего необходимого.

В начале ноября Национальная комиссия по регулированию связи и информатизации (НКРСИ) опубликовала условия тендера на лицензии по внедрению радиотехнологии цифровой сотовой связи стандарта IMT-2000 (UMTS) в полосах радиочастот 1920-1935/2110-2125, 1950-1965/2140-2155 и 1965-1980/2155-2170 МГц.

Победители конкурса получат право пользоваться этими частотами 15 лет на всей территории Украины. Минимальная стоимость каждого лота определена НКРСИ в 2,443 млрд. грн. Кроме того, победители должны будут оплатить еще и конверсию радиочастотного ресурса, которая, по уточненным данным, согласованным с Минобороны, составляет более 1,6 млрд. грн.

Финансирование этих расходов будет производиться по отдельным договорам. В течение двух месяцев после оглашения результатов тендера победители обязаны будут согласовать с военными техническое задание конверсии, в котором определяются сроки и условия.

Мобильные операторы, выигравшие конкурс, должны будут в течение 18 месяцев обеспечить приемлемое качество связи (его будет контролировать НКРСИ) в границах всех областных центров, а за 6 лет — во всех райцентрах и городах с населением свыше 10 тыс. человек.

Перспективы продажи гражданским военных частот, на которых, как утверждают связисты, сейчас работают ретрансляторы Минобороны, в том числе в зоне АТО, вызвали нешуточный ажиотаж среди мобильных операторов. Еще в июле о намерениях участвовать в конкурсе заявили сразу пять компаний: МТС, «Киевстар», «Астелит» (Life), «Укртелеком» и «Интертелеком».

Участники рынка отдают себе отчет в том, что появление новых возможностей беспроводной связи третьего поколения приведет к переделу рынка и оттоку клиентов от слабых операторов к более продвинутым. Впрочем, по этим же причинам вокруг конкурса на 3G-связь обнаруживается немало интриг, а тендер неоднократно откладывался.

Еще летом президент Петр Порошенко указом «Об обеспечении условий для внедрения в Украине современных телекоммуникационных технологий» поручил Кабмину и другим ведомствам определить условия конверсии радиочастотного ресурса до 15 августа, а сам конкурс провести до 30 октября. Однако выполнено это не было.

Условия конкурса, предложенные НКРСИ, правительство согласовало только 5 ноября, а тендер на связь нового поколения может состояться через 60 дней, т. е. в начале января следующего года. Да и сам характер процедуры вызвал нарекания общественности и экспертов.

Для определения окончательных условий конкурса на 3G-связь НКРСИ должна досогласовать их еще с шестью ведомствами — Минобороны, Мин-юстом, Минфином, Минэкономразвития, Антимонопольным комитетом и Госслужбой спецсвязи, а это автоматически замедлит процесс проведения конкурса.

Как утверждает представитель общественной инициативы «Реанимационный пакет реформ» Елена Минич, «одобрение Кабмином распоряжения о проведении конкурса произошло по странной процедуре. Сначала этот документ должен был пройти согласование в министерствах и только потом в Кабмине — это логично. Сейчас же эта бумажка имеет большие шансы еще на 6 месяцев затеряться в кулуарах Кабмина».

В чем тогда смысл «одобрения» правительством условий проведения тендера, предложенных НКРСИ?

Однако эксперты и раньше предупреждали, что под видом продажи лицензии на мобильную связь нового поколения чиновники попытаются выдурить внебюджетные деньги для армии у операторов.

По сути об этом еще летом говорил экс-президент «Киевстар GSM» Игорь Литовченко — что реально из трех частот, предложенных к продаже, свободна только одна. Остальные используются в зоне АТО, и их продажа в военное время бессмысленна.

Выдвигается также предположение, что если бы НКРСИ проводила конкурс на продажу лицензий на каждую из частот по отдельности, то могла бы выручить для Минобороны больше денег.

Однако пока что общественности сообщили только одну причину, по которой оргпериод проведения конкурса на внедрение 3G-связи в Украине затянулся. Это размышления о том, стоит ли допускать к нему компании с российским капиталом.

Изначально такое условие было в проекте НКРСИ, но затем его изъяли, понимая, что при желании российский капитал можно найти у обоих крупнейших участников украинского рынка мобильной связи — «МТС-Украина» и «Киевстар GSM». Теоретически государство может предъявить претензии и к бывшему государственному «Укртелекому», который был непрозрачно приватизирован во время правления Виктора Януковича, очень возможно, семьей экс-президента, а затем перепродан Ринату Ахметову.

Но, похоже, исключение из числа участников отечественных операторов и привлечение к нему западных — таких, как Vodafone (Великобритания), Telefonica (Испания) или T-Mobile (Германия), — невыгодно нынешнему Кабмину по той причине, что не позволит чиновникам манипулировать частотным ресурсом при помощи военных.

А в дальнейшем чиновники обязаны будут соблюдать все взятые на себя обязательства перед инвесторами, опасаясь скандала и международной огласки, если условия, прописанные на бумаге, окажутся неправдой. Со своими все же вернее.

Комментарий эксперта

Осознавая, что внедрение связи стандарта 3G станет долгожданным событием для украинских пользователей интернета, редакция «2000» направила вопросы, связанные с конкурсом на «военные» частоты, двум крупнейшим участникам рынка мобильной связи — «Киевстар GSM» и «МТС-Украина».

Андрей Осадчук: «Инвестиции в 3G могут составить около 9 млрд. грн.»По неизвестной нам причине компания МТС отказалась от предоставленной возможности объяснить свою позицию. Поэтому публикуем интервью только с одним собеседником — директором по регуляторно-правовому обеспечению ЧАО «Киевстар» Андреем ОСАДЧУКОМ.

— К конкурсу на продажу лицензий связи UMTS (3G), который неоднократно откладывали, проявляют большой интерес в экспертной среде. А вот почему это должно быть интересно более широкой аудитории? Иначе говоря, какие новые технические возможности появятся у пользователей?

— Выгоды, которые сулит украинскому абоненту широкополосный мобильный интернет, — это как минимум онлайн-образование, удаленная работа, телемедицина, доступ к информационному контенту в любую минуту и в любой точке контактов, обмен видеосообщениями, скоростная передача «тяжелого» контента на любые расстояния.

В сетях 3-го поколения (3G) максимальная скорость — 63 Мбит/с, а сети LTE (Long Term Evolution — еще более развитая технология. — Авт.) дают уже порядка 115 Mбит/с. Это совершенно другие возможности по сравнению с действующими в Украине сетями 2G, где средняя скорость передачи данных — около 140 Kбит/с. С такой скоростью мобильного интернета можно читать почту на мобильном телефоне, новостные ленты, а вот смотреть видео, передавать графические файлы уже нельзя.

Один из примеров практической пользы широкополосной передачи данных — международная система дистанционного обучения Coursera, построенная на видеоклассах, видеоконференциях и видеообщении с кураторами.

Любой человек может дистанционно и мобильно обучаться и получить признанный в мире диплом по целому ряду отраслей: инженерия, биология, общественные и гуманитарные науки, математика, бизнес, медицина, несмотря на то, живет он в селе или мегаполисе.

Если есть интернет 3G, это решается очень быстро. Талантливых людей в Украине хватает, а широкополосный мобильный интернет даст им целый ряд возможностей для самореализации, которые уже давно доступны гражданам Евросоюза.

— Минимальная стоимость каждой из трех лицензий определена в 2,44 млрд. грн., хотя ранее фигурировали и более внушительные цифры. Сколько ваша компания готова инвестировать в проект создания 3G-связи в Украине?

— Цена лицензии — это юридический факт, установленный постановлением КМУ, поэтому нет смысла его комментировать. Бизнес-кейс 3G в Украине на стадии формирования, и называть конкретные денежные суммы сегодня — преждевременно. Но могу сказать, что, учитывая валютную ситуацию на рынке и состояние украинской экономики, кейс складывается плохо. Это факт. Также, к сожалению, чем дороже стоимость лицензии для операторов, тем выше будут цены на услуги связи нового поколения.

— Сколько инвестировано вашей компанией в создание устойчивого покрытия GSM?

— По нашей оценке, за 17 лет работы в Украине капитальные инвестиции нашей компании в развитие телекомсети, инфраструктуры, в работы по модернизации и адаптации сети к новым технологиям связи — свыше 31 млрд. грн.

— Какова техническая часть затрат на адаптацию существующей GSM сети в 3G?

— Будучи убежденным сторонником внедрения в Украине новых технологий связи, «Киевстар» уже достаточно давно начал процесс адаптации инфраструктуры к новым технологиям связи. Коммутационная сеть «Киевстара» полностью оборудована для предоставления услуг 3G и 4G, более 30% базовых станций уже переведены на технологию пакетной передачи данных, что является необходимой технической предпосылкой внедрения новых технологий связи. Работы по модернизации сети продолжаются, и ежеквартально мы инвестируем в них огромные суммы.

Выделить из общей суммы величину инвестиций в сеть довольно сложно, поскольку уже много лет все технические работы так или иначе направлены на модернизацию и подготовку инфраструктуры к новым технологиям связи. В то же время анализ показывает, что в случае получения лицензий тремя ведущими операторами суммарные дополнительные инвестиции в отрасль в ближайшей перспективе могут составить около 9 млрд. грн.

— Для создания устойчивого покрытия GSM-связью всей территории Украины понадобился не один год. Как будет на этот раз?

— Жители мегаполисов смогут получить доступ к услугам 3G примерно через 6—8 месяцев после начала освоения операторами полученных частот. Собственно, поставщики оборудования уже давно предлагают решения, адаптированные под различные стандарты связи, т. е. одни и те же базовые станции могут работать в стандарте и 2,5G, и 4G. Для этого их достаточно оборудовать дополнительными элементами, в зависимости от стандарта, который будет использоваться.

— Еще один вопрос не последней важности — цена услуг. Если создание 3G-связи предполагает миллиардные расходы на лицензии, конверсию и дооснащение, не произойдет ли в этом случае удорожание связи и интернета?

— Стоит отметить, что в Украине услуги мобильной связи одни из самых дешевых в мире. Например, при средних затратах 37 грн. в месяц наши абоненты используют свыше 500 минут. Если же говорить о ценах на услуги связи нового поколения, то вопрос ценообразования, кроме прочего, связан с объемами инвестиций в запуск услуги. Сейчас, пока еще даже не объявлен конкурс, мы не готовы озвучивать даже приблизительную цену услуги. Ее качество и возможности, которые получает пользователь 3G-интернета, значительно превышают возможности сетей EDGE. Наша стратегическая задача, как и в случае с GSM, — сделать продукт 3G массовым.

— Связисты говорят об ожидаемой миграции на 3G-формат с GSM. Но на сегодня пользование услугами некоторых украинских компаний, позиционирующих себя в качестве 3G-операторов, автоматически предполагает приобретение у них телефонов и смартфонов. Предполагает ли совместное использование GSM и 3G массовое обновление аппаратной части абонентов?

— По оценкам аналитиков компании Ericsson, проникновение смартфонов в Украину к концу 2014 г. достигнет 25%. В сети «Киевстар» оно ежеквартально растет на 50% и более, стремительно увеличивается потребление мобильного интернета. То есть у абонентов уже есть на руках то количество современных телефонов, которое позволяет быстро начать пользоваться новыми технологиями, как только операторы смогут их предоставлять.

— Насколько дороже двухдиапазонные телефоны? Представлены ли такие на украинском рынке?

— Продажа гаджетов для мобильной связи не является специализацией провайдеров. Можем констатировать, что двухсимные гаджеты давно представлены на телекомрынке Украины. Любой гаджет очень быстро падает в цене, поскольку чуть ли не ежеквартально разработчики выпускают все новые модели. Сегодня, наверное, уже практически не производятся терминалы, которые работают только в 2G, так что проблемы терминалов и их доступности нет.

— Частоты, которые предлагают под лицензии, принадлежат военным. В конце лета основатель и бывший СЕО «Киевстар» Игорь Литовченко в интервью Forbes высказал мнение, что в нынешних условиях военные способны поделиться только одной частотой, а если будут проданы все три, то две затем придется вернуть. Прокомментируйте это, пожалуйста.

— Вопрос высвобождения частот решается военными и НКРСИ и должен быть урегулирован условиями проведения тендера, где определены стоимость, сроки и этапы конверсии. Условия тендера, которые сегодня рассматриваются Кабмином, предусматривают высвобождение частот по всем трем лотам. Мы не думаем, что с этим будут связаны какие-либо серьезные проблемы. Как минимум регулятор обещал рынку сделать все от него зависящее, чтобы процесс конверсии прошел максимально плавно. Мы регулятору верим.

— Предполагает ли конверсия военных частот закупку новых ретрансляторов, радиостанций или другого оборудования? Какие мероприятия необходимо выполнить и откуда вообще взялась сумма 1,6 млрд. грн. — стоимость конверсии частотного ресурса?

— Операторы мобильной связи в такие детали не посвящены. Это прерогатива Министерства обороны. Задача победителей тендера простая — профинансировать свою часть затрат на конверсию.

— Сторонники скорейшего проведения конкурса говорят, что деньги от него необходимы для модернизации армии. Если так, будет ли ваша компания стараться проконтролировать целевое назначение средств, вырученных в ходе конкурса?

— В случае победы на тендере мы заключим с Министерством обороны договор конверсии и заплатим установленную условиями тендера и договора цену конверсии. Мы не уполномочены контролировать затраты специальных пользователей, тем более что вопросы перевооружения армии носят секретный характер.

— Прокомментируйте недавнее заявление Антимонопольного комитета о том, что, выдавая разрешение на объединение «Киевстар» и Beeline в 2010 г., он не владел необходимой информацией. Теперь АМКУ предлагает компании добровольно передать частоты конкурентам...

— Мы только получили официальный текст рекомендаций, и в нашем распоряжении 30 дней для их рассмотрения и принятия мер. Хочу напомнить, что «Киевстар» неоднократно призывал и рынок, и регулятора к оптимизации радиочастотного спектра путем его перераспределения в порядке, определенном законодательством.

Мы убеждены, что поднятые АМКУ вопросы могут быть решены путем имплементации принципа технологической нейтральности, гармонизации пролицензированного спектра для увеличения эффективности его использования, а также выработки государством единой прогрессивной стратегии управления спектром.

НКРСИ работает над вопросами внедрения новых технологий на различных частотных ресурсах. Думаю, мы сможем в этом эффективно взаимодействовать с регуляторами, ибо интересы у нас по сути общие: мы хотим и дальше развивать рынок, невзирая на текущие сложности.

ДМИТРЕНКО
Ярослав ДМИТРЕНКО