Обзор зарубежной прессы
Западные обозреватели посвящают свои статьи годовщине майдана, представители которого прошли в новый парламент. Этим людям предстоит бороться не только с внешней агрессией, но и с коррупцией и бюрократией, которые погубили майдан–2004, пишут СМИ.
Цена консолидации
Холодный, промозглый день в ноябре прошлого года перевалил далеко за полночь, и тысяча людей или около того, которые пришли на центральную площадь Киева в знак протеста против внезапного решения Украины отвергнуть Европу в пользу России, разошлись, – вспоминает начало майдана Макс Седдон, корреспондент американского издания Buzzfeed.
Среди них были оппозиционные журналисты Мустафа Найем и Святослав Цеголко, а также Павел Петренко и Андрей Шевченко – проевропейские депутаты от партии "Батькивщина" находившейся в то время в тюрьме Юлии Тимошенко.
"Они знали, что перед ними стояла большая задача", – пишет Седдон. Вначале все казалось малоперспективным, и активистам, которые на следующей неделе не смогли собрать больше, чем маленький палаточный лагерь на майдане в стиле "Оккупай Уолл-стрит".

"Год спустя, кажется, переменилось все", – отмечает автор. Уже давно нет Януковича, ушедшего в феврале, его сменил "шоколадный король" Петр Порошенко, одна из видных фигур в первые дни протестов на майдане, а дата 21 ноября, первая годовщина того, что стало известно как евромайдан, стала национальным Днем достоинства и свободы.
"Украинцы должны дать ответ, стоило ли это того", – сказал изданию посол США на Украине Джеффри Пайетт, вспоминая, какой ценой страна заплатила за консолидацию национальной идентичности. "Многие из самых видных активистов майдана, недовольные медленным темпом реформ после бегства Януковича в Россию, пошли в политику, чтобы убедить украинцев в этом", – говорится в статье.
"Им, несомненно, предстоит проделать большую работу, – пишет автор, – не только по противостоянию дальнейшей агрессии России, но и по борьбе с вялой украинской бюрократией и коррумпированным политическим классом, большая часть которого упорно не хочет уходить. Однако то, что они так быстро так далеко продвинулись, само по себе вселяет оптимизм", – подводит итог Седдон.
Украинцы готовы, государство – нет
"Согласно опросу фонда "Демократические инициативы", 20% украинцев внесли свой вклад в революцию, каждый по–своему, – пишет Стефан Сиоан во французском издании Le Figaro. – Протестуя в Киеве или в провинциальных городах, жертвуя деньги, питание, одежду... Год спустя после начала евромайдана эта протестная волна еще подпитывает войну на востоке против российской дестабилизации".
"В результате парламентских выборов 26 октября в Раду вошли гражданские активисты и даже представители отрядов самообороны", – пишет автор. Найем вместе с оппозиционным журналистом Сергеем Лещенко присоединились к олигархам из президентского блока. Яценюк привлек в свои ряды антикоррупционную активистку Татьяну Черновол, которая была жестоко избита 25 декабря 2013 года головорезами Януковича и потеряла мужа, убитого летом на войне.
"Самые прогрессивные активисты майдана" баллотировались от партии "Самопомощь" мэра Львова Андрея Садового, продолжает Сиоан. "Самопомощь" ко всеобщему удивлению превзошла в два раза националистов, набрав на общенациональном уровне 11% и став первой в Киеве со своей программой радикальных реформ", – говорится в статье.

Андрей Садовый оптимистично, но с реализмом смотрит на предстоящую титаническую работу. "Революция – это процесс, который продолжается. Она завершится, когда у власти будут стоящие люди, которые сами себя сделали", – цитирует автор мэра Львова. "Пришедшая молодежь очень умна, ее пронизывают европейские ценности. Украинцы готовы к большому скачку, а вот наш политический класс – нет", – говорит лидер "Самопомощи".
Третьего шанса не будет
Страх, гнев и разочарование – сейчас это самые распространенные эмоции в Киеве. Даже спустя год после майдана кардинальные требования протестующих так и остались невыполненными, пишет Цита Аффентрангер на страницах швейцарской газеты Tagesanzeiger.
Этой весной новое украинское правительство, конечно же, приняло антикоррупционные законы, обязывающие чиновников декларировать доходы и доли в компаниях для того, чтобы не допускать ситуаций, в которых они бы работали на собственный карман и осуществляли госконтроль над своими же фирмами. Однако, по данным правозащитной организации Transparency International, реализация этих законов "хромает". В частности, власти создали специальный надзорный орган по борьбе с коррупцией, но посредством усилий двух депутатов, причисляемых к демократическому лагерю, Рада получила право отстранить главу этого органа от должности в любое время "в случае недоверия", и шансы на это, как отмечает журналист, очень велики: по данным все той же Transparency International, каждый десятый украинский парламентарий в новой Раде подозревается в коррупции. По другим данным, замешанными в криминальные махинации может быть аж треть всех депутатов, причем касается это не только прежних депутатов, работавших еще во времена президента Виктора Януковича, а всех политических партий на Украине.
Вопрос безграничной коррупции на Украине был актуален еще 10 лет назад, когда в ходе "оранжевой революции" на улицы городов вышли тысячи людей. "В этот раз не должно быть как тогда, – говорит бывший журналист и борец с коррупцией Андрей Марусов. – Как только новое правительство было избрано, люди разошлись по домам, думая, что политики сами справятся. Но это не сработало". На этот раз общество "должно оказывать на них давление".
"Украина не получит шанса на третью революции, – убежден активист. – Если мы не справимся с этой проблемой за несколько ближайших лет, Украина будет несостоявшимся государством". Тем более, радикальные группировки с майдана, которые сейчас участвуют в боях на востоке страны, фактически предъявили правительству ультиматум, согласно которому оно должно выполнить требования майдана до лета, иначе они придут с оружием в Киев.

Коррупция на Украине, напоминает Аффентрангер, широко распространена не только в крупном бизнесе, где крутятся большие деньги, но и в повседневной жизни. Наиболее очевидные примеры – автоинспекция, вымогающая у водителей деньги за любые пустяковые нарушения, и якобы бесплатное медобслуживание, которое на деле можно получить исключительно за взятку. "Если у тебя обычный грипп, то проблем нет, – рассказывает Марусов. – Однако у моего друга рак, и врачи говорят, что не будут его лечить за нищенскую зарплату в пять тысяч гривен. Они требуют деньги за операции, уход, лекарства. В результате люди продают все, что у них есть: квартиры, машины. Или же берут кредиты. В конце концов, все хотят жить".
Комментарии