Создание народных дружин

Не так давно в Государственной думе РФ приняли во втором чтении зако­нопроект «Об участии граждан в охране общественного порядка», предусматри­вающий положения о народных дружи­нах, внештатных работниках полиции и казачьих дружинах для охраны обще­ственного порядка и поиска пропавших без вести людей. Но те, кто считают, что это возврат в социалистические време­на, глубоко ошибаются, поскольку на­родные дружины отнюдь не изобрете­ние советской власти.

В СССР они были, по сути дела, тоже возвратом к хорошо забытому старому, поскольку сама идея народных дружин и принципы их деятельности были при­думаны еще в царское время.

Впервые народная дружина под на­званием «добровольная народная ох­рана» возникла в 1881 году в Москве, накануне вступления на престол импе­ратора Александра III. Уже тогда числен­ность ее составляла 20 тысяч человек. А во время коронации Нико­лая II численность москов­ской дружины доходила до 80 тысяч человек. Основные принципы формирования таких дружин нашли свое отражение в «Инструкции по организации народных дру­жин», разосланной по под­разделениям царской поли­ции в 1913 году.

И все же народные дру­жины ныне ассоциируются именно с советским време­нем. Причем они отчасти воспринимаются с опреде­ленной иронией. И благодаря не только советским комедиям («Операция «Ы»», «Бриллиантовая рука», «Самая обаятель­ная и привлекательная»), но и общему впечатлению от «развитого социали­стического маразма». Когда власти до­бровольное начало дружин подменили принудительным, народу только и оста­валось, что с юмором относиться к оче­редной «поденщине» на государство.

Этой принудиловкой власть только ском­прометировала и саму идею, и прежние добровольные формирования граждан.

Изначально советская власть олице­творяла власть рабочих и крестьян. А потому те добровольно взялись за ору­жие, чтобы ее установить и защитить. Главной ударной силой большевиков после Октябрьской революции стали красногвардейские отряды, состоявшие в основном из пролетариата, ощутивше­го себя гегемоном. На тот момент у но­вой советской власти не было ни армии, ни милиции, а потому ее главным орга­ном защиты стали именно отряды Крас­ной гвардии, которые в разных губерни­ях назывались по-разному. Например, в Смоленской губернии они именовались охранными дружинами, в Пермской губернии — рабочими или крестьянскими дружинами. С захлестнувшим страну бандитизмом они боролись жестко. Так, бойцы Верх-Исетского красногвар­дейского отряда в Екатеринбурге под командованием Петра Ермакова, вы­следив в притоне банду некоего Витьки Карманного, отличавшуюся особой дер­зостью, не стали церемониться и забро­сали бандитов гранатами, а оставшихся в живых доставили в штаб.

В годы восстановления народного хозяйства появились части особого назначения (ЧОН). Это были органи­зуемые на милиционных принципах вооруженные формирования, основу которых составляли рабочие фабрик и заводов. Они состояли на учете и пе­риодически призывались для прохождения учебных сборов, а когда требовали обстоя­тельства, участвовали в бо­евых операциях по борьбе с контрреволюцией и пре­ступностью. Части особо­го назначения охраняли важные государственные, хозяйственные и военные объекты, сопровождали продовольственные грузы, несли службу по охране по­рядка в городах и селах.

 

Читать далее http://www.xx-centure.com.ua/archives/430