Скорбное бесчувствие
Эксперты, комментирующие результаты очередного социологического опроса Левада-центра, подчеркивают возрастание критических настроений россиян относительно войны в Украине. Но это - скорее самоуспокоение самих аналитиков, пытающихся найти позитивные тенденции в настроениях российского общества.
Действительно, доля опрошенных, считающих, что Россия несет ответственность за кровопролитие и гибель людей на востоке Украины, несколько выросла по сравнению с августом - с 17 до 20%. Но такой рост - в пределах статистической погрешности.
Да, можно предположить, что если бы Россия не была бы авторитарным государством, в стране могла бы существовать относительно влиятельная антишовинистическая оппозиция, привлекающая голоса примерно 20% электората - при том, что не менее 80, при всем различии политических взглядов, были бы основой для шовинистического, готового к войне и репрессиям правительства.
Митинг 4 ноября, на котором лидеры псевдооппозиции из КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» держались за руки с представителем «единороссов», продемонстрировал это объединение реваншистов со всей очевидностью. И результаты соцопроса подтверждают: ни о каком «прозрении» российского общества говорить не приходится.
Подавляющее большинство (70%) по-прежнему отрицательно отвечают на вопрос об ответственности России за войну в Украине. Только половина опрошенных - при бедственном состоянии экономики и стремительном обесценивании национальной валюты - считает, что российской власти стоило бы заняться внутренними проблемами страны; 36% полагают более важными геополитические интересы страны.
При этом количество россиян, считающих, что нужно заниматься Россией, даже уменьшилось на 5% по сравнению с летом.
Впрочем, и это можно списать на погрешность. А суть - примерно 40% граждан вообще плевать на собственное государство, они готовы жить на его руинах - лишь бы России «боялись» те, кому жители этой деградирующей на глазах страны по-черному завидуют.
Принято считать, что во всех бедах российского общества виновны Путин и телевидение. Но, как видим, 20% граждан не поддались ни телевидению, ни Путину. А вот 80% успешно не поддавались правде даже тогда, когда им ее рассказывали, не таясь, ожидали возвращения Советского Союза и считали пиком советского могущества времена Сталина. Путин просто точно прочел эти общественные настроения - и, увидев потенциальные возможности оппозиции после Болотной, решил опереться на шовинистически настроенное большинство.
Именно поэтому не стоит ждать отрезвления россиян - они трезвы, как никогда. А власть просто говорит им то, что они хотели услышать все эти десятилетия. Другое дело, что в России может появиться ответственный политический класс, способный не потакать взглядам люмпена, а изменить страну и рассказать ей правду и об исторических ошибках и преступлениях, и об экономической деградации. Но для этого российскому обществу необходимо опуститься на самое дно кризиса и понять какова подлинная ответственность за шовинизм и братоубийства. Без такого понимания россияне так и останутся сообществом, объединенным агрессией и ненавистью.

Комментарии