Теория сравнительных преимуществ или про вершки и корешки

Впервые теорию сравнительных преимуществ сформулировал лондонский дилер и друг Ротшильдов Давид Рикардо в своей книге «Принципы политической экономии и налогового обложения» (1817). Этот же экономист в своё время обосновал зловредную теорию золотого стандарта, реализация которой на практике привела к обогащению банковских структур и закабалению долговыми обязательствами государств. До Д.Рикардо Адам Смит сформулировал принципы абсолютных преимуществ, согласно которых государство должно специализироваться на выпуске товаров, себестоимость производства которых ниже, чем в других странах. Рикардо пошел дальше Смита, и рассмотрел трудоёмкость производство вина и сукна в Португалии и Англии. На рисунке указана трудоёмкость при различных вариантах.

Согласно примеру Португалия имеет абсолютное преимущество в производстве, как вина, так и сукна: трудозатраты по обоим товарам меньше. Однако сравнивая относительные издержки производства вина в Португалии (80/90) и Англии (120/110), следует вывод, что относительные издержки производства вина в Португалии меньше, чем в Англии. То есть Португалия имеет сравнительное преимущество в производстве вина, а Англия – в производстве сукна. И если Португалия будет полностью специализироваться на производстве вина, а Англия – на производстве сукна, то общие трудозатраты составят 360 чел-час., что меньше, чем без кооперации. Таким образом, две страны получат большую экономию от открытия рынков. Теоретически это все выглядит очень привлекательно, и теория сравнительных преимуществ – это база для развития международной торговли и специализации труда. В экономическом мейнстриме она преподносится как нечто совершенное, не подлежащее сомнению.
Воплощение же её на практике приводит к разорению одних стран и чрезмерному обогащению иных. Это связано с тем, что из ракурса выводится сама сущность образования сравнительного преимущества, и она преподносится как нечто образованное свободным рынком. Однако это далеко не так. К примеру, если в стране обложить высокими налогами обрабатывающую промышленность, а добывающими – относительно низкими, то сравнительное преимущество будет на стороне добычи ресурсов. Если такая страна начнет интегрироваться в мировое сообщество, то сырьевая специализация лишь увеличится.
Это очень сильно напоминает ситуацию в РФ, когда интеграция в мировое пространство приводит к резкому падению промышленности и главенству ресурсодобычи.
На основе теории сравнительного преимущества формируются и активно продвигаются такие организации, как Всемирная Торговая Организация. Номинально организация направлена на снижение барьеров в международной торговле. Однако фактически в этой организации есть огромные преференции у стран ЕС, США, Канады и иных «развитых стран». Для других участников проповедуется свободный рынок. Сравнительные преимущества у экономически развитых стран формируются не на пустом месте, а на основе довольно жесткого протекционизма. К, примеру, довольно абсурдная ситуация складывается в сельском хозяйстве. Страны Латинской Америки имеет очень выгодные условия для производства говядины. Скот круглогодично пасется на пастбищах, затраты связаны только с оплатой труда пастухов. В Европе и России для производства говядины строятся коровники, на зиму заготавливаются корма, и все это вылетает в копеечку. Поэтому последние теоретически абсолютно неконкурентоспособны по отношению к странам Латинской Америки. Однако в ЕС сельское хозяйство поддерживается за счет субсидий, и в среднем на один га их величина составляет 890 евро. В России аналогичный показатель составляет порядка 500 руб. или ровно в сто раз меньше, чем в ЕС. На основе этого сельское хозяйство бурно развивается в ЕС, и загибается у нас. Кстати, объем субсидий согласно правилам ВТО в России может максимально достигать 36 долл./га. Т.е. сравнительное преимущество по сельскому хозяйству в ЕС создано не на основе абстракций, а в результате намеренных действий.
В других отраслях дела обстоят не лучше. Россия уже почувствовала, что есть такое свободная торговля, вступив в ВТО. О первых результатах я писал ВОТ ЗДЕСЬ. Экономически развитые страны умело бравируют стандартами, ветеринарным и фитосанитарным контролем, защищая своих производителей от конкуренции извне. Для всех аутсайдеров преподносится идея свободного рынка. По существу это очень напоминает колониальное время, когда Великобритания запрещала развивать какое-либо производство в Индии. Сейчас прямых указаний нет, но есть масса механизмов сдерживать развитие экономики вне стран «золотого миллиарда». Кому-то достаются вершки, а кому-то – корешки.
Комментарии
только развив свою замкнутую систему(деньги, труд, ресурсы) можно пытаться создать новые взаимовыгодные связи...
Развитые страны(США, ЕС) начинали свое развитие в замкнутых циклах и теперь могут себе позволить развиваться дальше но уже за счет других стран...
2) Во что гос-во должно вмешиваться - так это в отраслевые неравенства по зарплате. В нынешней России процветающие компании, вроде нефтяных, делятся с персоналом своими сверхприбылями, гоня зарплаты работников вверх. Ущерб м.б двоякий. Или гибнут отрасли, не могущие платить столько же. Так, в Югре (Зап. Сибирь) загублено с.х., лесной комплекс. Или др. отрасли повышают цены на свою продукцию и услуги, чтобы повышать зарплату своему персоналу. Разгоняется инфляция.
3)Фермерам и рыбакам Зап. Европы повышению цен на их продукты мешает (видимо) дешёвый импорт. Чтобы доходы этих лиц не падали ниже некоторого уровня, гос-во даёт им дотации.
4) Лучший вариант - "Бисмарковский": отнимать у процветающих фирм по кр. мере часть их сверхприбылей и передавать их в Соцстрах. То есть в пользу всех работающих, а не только в пользу персонала процветающих предприятий.