Угольгейт


<small>Сегодня, 08:36</small>

Угольгейт


Ситуация с поставками угля на украинские ТЭС вызывает множество вопросов. Минэнергоугля заключило контракт на поставку угля из ЮАР еще в сентябре.

Тогда чиновников во власти не смутили ни высокие цены на «заморское топливо», ни транспортные расходы. Они бодро рапортовали о «сделке века»: отгрузка угля началась, уголь доставлен на Украину, ожидается следующая партия...

И вдруг как гром среди ясного неба появилась информация о том, что в «угольном деле» не все так чисто: в министерстве проводится обыск, профильного министра Юрия Продана вызывают на допрос. А общественность гадает, кто же нагрел руки на этой афере.

Стоит отметить, что вся информация, касающаяся покупки южноафриканского угля, держалась в строжайшей тайне, правда, после скандала министр дал добро на обнародование условий контракта. Стоимость угля составляет 86 долларов за тонну, плюс расходы на перевалку и транспортировку (в итоге его цена существенно превысит официальную, по которой Украина покупает уголь, добываемый в Донбассе).

Более того, уголь из ЮАР будет намного дороже российского, который добывается в открытых карьерах Кузбасса (он стоит около 30 долларов за тонну). Однако российский уголь Киев закупать отказался, выбрав более дорогой и менее качественный из-за океана. Можно не сомневаться: исключительно из политических соображений.

В результате украинский «Угольгейт» привел к тому, что компания Steel Mont Trading Ltd отказалась в дальнейшем поставлять южноафриканский уголь по контракту в нашу страну, поскольку дорожит своей репутацией и скандалы ей не нужны.

Вряд ли во власти не предвидели такой реакции на возбуждение уголовного дела по южноафриканскому контракту.

Однако бюджетные средства на решение энергетической проблемы были выделены, и вопрос о том, куда они теперь будут направлены, составляет главную интригу всей этой истории. Кроме того, не сумев решить вопрос обеспечения топливом отечественных ТЭС, власти запретили экспортные поставки угля, из-за чего под угрозой срыва оказались действующие контракты.

Впрочем, данная история более чем типична для Украины: непрозрачность и коррумпированность власти, теневые схемы, лоббирование интересов бизнес-групп – все это мы наблюдали и во времена «оранжевой» команды, и при власти «профессионалов».

Наблюдаем и сейчас, в «правительстве камикадзе». Но сегодня на карту поставлена энергетическая независимость страны: сможет ли Украина пройти отопительный сезон, обеспечит ли бесперебойную работу ТЭС.

Более чем очевидно, что закупать уголь в России куда выгоднее, чем за тридевять земель. Однако пойдет ли на это кабмин?

Мы уже не раз становились свидетелями того, как новая власть в угоду политическим интересам (или интересам ФПГ) жертвует экономической целесообразностью и ставит под удар энергетическую безопасность государства.

Виктор Медведчук, украинский политик, общественный деятель, юрист