С Академией шутить не надо

Выступление на пленарном заседании Госдумы 12 ноября 2014 г. от фракции КПРФ
– Я решил выступить, поскольку у нас сегодня в программе в 12.30 «правительственный час», и у нас будет выступать министр науки и образования Дмитрий Викторович Ливанов. И я хотел высказать вот какие свои соображения по поводу состояния науки на сегодня в нашей стране.
Вы все прекрасно понимаете, что наука определяет развитие цивилизации. Так было и так есть. Сегодня мы говорим, что у нас постиндустриальное общество, информационные технологии определяют наше развитие. В развитие информационных технологий был внесен огромный вклад нашими российскими, советскими учеными. В том числе, между прочим, и моя Нобелевская премия была присуждена за базовые исследования, приведшие к развитию современных информационных технологий.
Можно четко сказать, что завтра будущее будет определять здоровье человека. Такая программа будет основной в развитии научных исследований в области использования информационных технологий, медицины, биологии, нанотехнологий. Для решения этой главной задачи мы должны совершенно по-другому ставить вопросы о развитии научных исследований, образования в стране.
Нужно сказать, что у нас в парламенте, к величайшему сожалению, наука имеет весьма ограниченную представленность. В парламенте Советского Союза депутатами были практически все ведущие ученые страны – Курчатов, Александров, Харитон, Вавилов, Несмеянов, Ишлинский... Могу долго перечислять эти славные имена. Сегодня в депутатском зале – это Валерий Александрович Черешнев, Борис Сергеевич Кашин и ваш покорный слуга.
Очень тяжелая ситуация сложилась с Академией наук. Более года тому назад, с моей точки зрения, был принят совершенно безобразный закон о реформе Академии наук.
Российская академия наук всегда была основной, первенствующей научной организацией страны – и при царе, и в советское время, и, вообще говоря, в это реформенное время. Для этого имелись вполне серьезные обстоятельства.
Нападки на Академию наук велись всегда. Сразу после революции… А я вот 25 лет как вице-президент Академии наук СССР, а потом – Российской академии, сижу в кабинете, в котором 25 лет тоже сидел Сергей Федорович Ольденбург, непременный секретарь Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, Российской академии, Академии наук СССР. 25 лет, из них 17 – при советской власти, он был министром просвещения Временного правительства, членом ЦК Кадетской партии, Политбюро утверждало его главным ученым секретарем Академии наук. Помню, как, выступая с докладом о 200-летии Академии, он сказал: «Академия переживала очень тяжелые времена в годы Гражданской войны . Спас ее Владимир Ильич Ленин, который сказал: «С этой организацией шутить не надо». На Академию были нападки как на организацию – наследницу тоталитарного царского режима. В нынешнее реформенное время – как на наследницу советского режима. Но Академия всегда была мощной научной организацией, и ее, безусловно, нужно сохранить.
Никита Сергеевич Хрущёв в 1964 году хотел ее закрыть на Пленуме ЦК за то, что мы не выбрали лысенковских последышей членами Академии наук. Патон говорил: «Мстислав Всеволодович, вы будете зампред Совмина, а академию мы закроем».
Келдыш сказал Патону: «Знаешь, Борис Евгеньевич, я три месяца не был в отпуске, давай уеду я у тебя на три месяца. Без президента они это не решат».
К сожалению, вот теперь практически закрыли, потому что
ФАНО – это, простите, могло бы быть управлением делами в Академии наук. Между прочим, когда-то в одном из первых уставов Академии наук СССР управляющий делами Академии назначался Совнаркомом, и пусть бы нас освободили от хозяйственных дел и ими занималось ФАНО. Но Академия должна определять развитие науки в стране, и для этого она была нормально организована. Ныне она понесла большие потери… Там нужно было проводить реформы, не тот кадровый состав. Но Академию как структуру – не как клуб ученых, а как структуру с лабораториями, музеями, институтами – нужно было сохранить.
Теперь легко и просто определять, какие нужны технологии, какие направления исследований вести. Для этого не нужно ничего особенно знать. Гораздо сложнее определять, как по этим направлениям решать конкретные прорывные проекты. Вот в чем проблема.
Мы сегодня выпускаем очень много грантов. С одной стороны, это хорошо, с другой стороны, на грантовой системе можно поддержать молодежь. Но основное направление должно иметь мощное базовое финансирование и определять по-настоящему прорывные проекты. Я могу их назвать в своей области, они должны получить поддержку, но наша ситуация очень непростая.
Могу сказать так: за последние 25 лет мы очень сильно отстали. Мы занимали передовые позиции по очень многим направлениям. А за эти 25 лет мы разрушили многие отраслевые институты. Академия – одна из немногих организаций, которая сохранилась и которую нужно поддержать. При этом чрезвычайно важным является определение прорывных направлений и создание прорывных проектов.
Наука и образование неразделимы. В образовании, с одной стороны, есть стандартные вещи, с другой стороны, в образовании мы должны отвечать на современные вызовы в науке. Это означает, что мы должны создавать направление в образовании, которое отвечает тому, что случится завтра.
При этом нужно понимать, что и в образовательных проектах, и в научных проектах – это не стандартные, а творческие вещи. Их нужно сравнивать с тем, что делается, например, в искусстве. Академический университет, созданный мною в Петербурге, отвечает новым направлениям, и для него нужно было бы иметь, как говорится, аналог, вот я лично вижу, как тогда, когда создавался МХАТ, который был новым направлением в искусстве. При этом нельзя подходить к этому делу с обычными стандартами.
Но сегодня мы на примере
ФАНО возрождаем командно-административную систему в науке. А в науке она не должна быть. Наша отечественная наука сделала очень много. Мы в целом ряде отраслей занимали передовые позиции. А теперь там творчество еще чуть-чуть теплится.
Сегодня от нас много уехало ученых. Я, бывая за границей, в том числе и в США, часто вижу, как там развиваются те направления, которые созданы нами. И для того чтобы возрождать по-настоящему новые технологии, а без этого мы не можем жить, мы должны возрождать отечественную науку, и ФАНО нам здесь не поможет.
Жорес АЛФЁРОВ
[13/11/2014]
Комментарии
Re: С Академией шутить не надо
Всем, даже далёким от науки людям, вроде меня, понятно, что без её развития, опережающего финансирования никуда не деться. Точнее, - известно куда. И тем не менее страну превратили в средневековый молельный дом, где правят, попы, муллы, раввины и им подобные, ведущие страну к вершинам научного знания. Пропаганда брошена на прославление знахарей, экстрасенсов, маг и других своих и импортных чудотворцев. Для учёных - 1,5 - 2 часа в неделю на всех в совокупности канала..
Где тут пахнет научным и технологическим прорывами? Чудес не бывает - либо попы, либо учёные! Президенту пока важнее попы и их финансовое благоденствие. Ну, кто же ещё может отрезвить этого непьющего мужика?
Re: С Академией шутить не надо
Погром Академии наук. Ухудшение состояния школьного и высшего образования. Бегство множества лучших "мозгов" за рубеж. Болтовня о необходимости инноваций. Жалкое финансирование научных исследований. Проекты спасательных кругов для жирных котов. Все это - как звенья единой системы. Не кажется, что она порождена просто недомыслием. Пора, пока не поздно, переходить от убеждений и просьб к жестким требованиям: "прочь с дороги перед прогрессом!".
Разве уважаемый Алфёров этого не понимает?
«Да, развлекать и отвлекать от попыток обретения политических, научных и вообще каких-либо знаний. По радио должно передаваться как можно больше простой, ритмичной и веселой музыки. Она бодрит и повышает трудоспособность.
Местное население не должно получать высшего и даже среднего образования. Школы, конечно, можно оставить. Но за школу они должны платить. Программы сделать такими, чтобы школьник знал, как МОЖНО МЕНЬШЕ…Школу надо очистить от коммунистической идеологии и приблизить к практике. А в остальном вполне достаточно, если население немножко будет уметь читать и писать по-немецки. Считать дальше пятисот не надо. Будущая экономика России должна не только полностью зависеть в хозяйственном плане от мощной экономики Запада, не только не иметь никакой военной промышленности, но и подвергнуться глубокой структурной перестройке, чтобы, исходя из вполне очевидных политических соображений, народы России никогда не перешагнули определенного
ГИММЛЕР: "Надо организовать эксплуатацию этой территории, обеспечив одновременно условия для планомерного вымирания русского населения..."
Поразительно, но своими руками, как много уже сделано успешно, для оболванивания народа России, Так кому служат наши власти?