Николай Платошкин об «элите» России с 1991 года

На модерации Отложенный

Николай Платошкин об «элите» России с 1991 года

Сегодня

 

В 1991 году распался СССР, новое государство формировалось прежде всего как антисоветское. И хотя официально было заявлено, что никакой идеологии нет и не будет, но фактически антикоммунизм, конечно, был идеологией. Какая же «элита» могла сформироваться в таких условиях?

 

Николай Платошкин

Постсоветская Россия: «ценности» рынка

Николай Платошкин отмечает, что после СССР главной ценностью стала максимальная прибыль. В новых условиях культура уже не был такой же, как в СССР, массовая культура была привязана к рынку, к пропаганде антикоммунистических и прозападных идей.

Таким образом, во многом «элитой» в таких условиях называли людей, которые смогли заработать деньги за счет использования советского наследия. Конечно, чаще всего таких людей россияне не относили к элите, но в научной литературе принято считать элитой тех, кто либо занимается творчеством, либо, что чаще, принимает ключевые решения в стране.

Какая же «элита», то есть «лучшие люди», могла сформироваться на идее, что советский период был ошибкой, а правильный курс — это распродажа общенародной собственности и ориентация на запад?

 

Егор Гайдар и Борис Ельцин

Элита творческая

В таких условиях «творческой элитой» стали ярые антикоммунисты, то есть люди вроде Лии Ахеджаковой, Олега Басилашвили, Майи Плисецкой и прочих подобных индивидов. Все они стали известными в СССР, до сих пор их вспоминают по тому, что было в советские годы, но эти же лица отрицают положительные моменты в СССР.

Для них СССР — это зло, и поэтому подобные деятели приветствовали ликвидацию социалистической системы, они активно выступали в поддержку Бориса Ельцина, либеральных реформ.

Они прекрасно видели, как эти «реформы» бьют по россиянам, но все равно они были уверены, что нужно сделать все ради того, чтоб было невозможно реставрировать коммунизм. Многое об этих людях говорит то, что они поддерживали Бориса Ельцина в 1993 году, когда тот ликвидировал Верховный Совет незаконным образом.

Чем подобная «элита» отличалась от того, что было в советские годы?

Прежде всего тем, что эта «творческая элита» была полностью оторвана от народа, а весь авторитет этих людей был связан только с советским периодом. Это относится практически ко всем популярным у власти лицам прошлого. В СССР делали все для того, чтоб не было никакой «элиты», потому что артисты, писатели были народными, а в современной России все эти деятели думают не так, как большинство, никак с большинством не связаны, и их «творчество» во всем уступает тому, что было в советские годы, что подтверждает прежде всего история.

 

Олег Басилашвили

Элита политическая

Николай Платошкин отмечает, что чаще всего понятие элита относится к политическим деятелям, руководителям страны, а иногда и к крупному бизнесу. Таким образом, в рамках подобного подхода к элите можно отнести Бориса Ельцина, Анатолия Чубайса, Егора Гайдара и людей, которые их поддерживали материально.

То есть все лица, которые участвовали в приватизации и других подобных «реформах» претендуют на звание элиты страны. Самое главное то, что общество никогда не признает этих людей элитой, нравится им это или нет.

Ведь можно обратить внимание на такой интересный факт: в СССР, когда награждали тех или иных деятелей (учёных, политических руководителей, артистов) высшими государственными наградами, то у граждан не было сомнений в том, что они эти награды заслужили.

 

Анатолий Чубайс

А что происходит в современности? Вот, например, Дмитрий Медведев полный кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством», каждый раз Орден он получал в честь юбилея. Если в случае с СССР граждане не сомневались в заслугах перед Отечеством, то в данном случае всегда возникает вопрос: а о каких заслугах того же Дмитрия Медведева или Анатолия Чубайса, например, может идти речь?

Это опять же пример того, что так называемые элиты в политической сфере полностью оторваны от общества, у них свои нормы и порядки, и герои в этой среде не являются объективно героями для большинства россиян. В социалистическом обществе, подчеркивает Николай Платошкин, есть достойные люди, чьи заслуги признаются на высшем уровне, а в классовом обществе есть самопровозглашенные элиты, к которым большинство относится негативно, потому что эти самые «элиты» никогда не работают в интересах большинства.