Казаннаш или ваш?..:)))

Ханский вопрос

Так как с 1 января 2015 года республика должна по Федеральному закону, принятому Государственной думой, отказаться от названия «президент» для своего руководителя, то возникает некоторая интрига - откажутся или не откажутся? Татарстан - единственная республика в России, где этот титул еще сохранился как реликт демократической ельцинской эпохи: «Берите суверенитета, сколько проглотите». Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев несколько раз в последнее время довольно откровенно высказался против смены названия.
Почему для Татарстана этот вопрос приобретает болезненное и символическое значение? Республику еще в начале 90-х годов называли лидером российского парада суверенитетов. Затем начались «собирание земель», унификация, централизация, российский федерализм затолкали в кладовку, считая, что поощрение децентрализации и суверенизации республик неизбежно приведет к распаду России, республиканские элиты спят и видят, как стать независимыми от России, и единственный метод борьбы с этой угрозой распада - это административная и экономическая централизация. Что опасения Москвы небеспочвенны, доказывает опыт Абхазии, Аджарии, Южной Осетии, когда усилиями руководства России была оказана помощь народам этих образований Грузии.
В Москве считают, что помощь Запада республикам может привести к аналогичному отделению от России Северного Кавказа, Якутии, Татарстана, Башкортостана. Более того, возникает угроза сепаратизма Дальнего Востока и Сибири, недавно в Новосибирске были пресечены попытки русских митингов под лозунгом предоставить больше экономических прав сибирским регионам и девизом «Хватит кормить Москву!». Как видим, в России возникло явление гиперцентрализации экономики и жесткая вертикаль с ручным управлением без обратной связи, это со временем ведет к неизбежному нарастанию экономически неверных решений в геометрической прогрессии.
Еще Салтыков-Щедрин в «Городе Глупове» блестяще изобразил подобную модель в действии. Провинция в России вновь стала бесправной и находится фактически в крепостном положении. Но что возможно было в XIX веке, невозможно в век Инернета. Хотя Россия и политически инерционная страна, но все-таки политическое время ускоряется во всем мире, и ныне за месяц проходит столько же событий, как за год в середине XX века.
Но почему в Москве такую угрозу распада России считают реальной? Если бы в России существовали справедливые экономические законы, то центробежной тенденции не возникало бы. Экономический рост России происходит за счет экономического роста регионов, ВРП Татарстана достиг уже даже в условиях кризиса 1,5 триллиона рублей в год, или около 35 миллиардов долларов по сегодняшнему курсу. Кстати, падение курса рубля довольно сильно девальвирует и экономический рост республики.
Угроза сепаратизма возникает не по причине «подрывной» деятельности Запада, Запад как раз заинтересован в стабильной, демократической, предсказуемой и богатой, добропорядочной России, а не в России нищенской и хулиганской, криминальной, мафиозной. Угроза сепаратизма возникает из-за экономически провальной системы, когда все заработанное, почти аналогично политике военного коммунизма, все экономические излишки изымаются в Москву. Это приводит к тому, что из 140 млн. населения России в 2050 году в Москве и Московской области может оказаться почти половина.
Тот же Никита Михалков показал фильм, как полностью обезлюдели 14 деревень за последние 20 лет на вполне обустроенной автомобильной трассе во Владимирской области, Москва «отсосала» всех людей и сейчас начала притягивать экономически активное население Средней Азии (до 10 млн. в год!). Если в Москве оказывается 80% всех денег России, то экономические законы требуют, чтобы там оказалось и 80% населения. Разность потенциалов порождает движение электронов, извините граждан. Так же как 3 млн. уехавших за границу русских красавиц (уезжают на Запад наиболее «конкурентоспособные» женщины) за последние 25 лет, так как средняя зарплата мужей там в 10 раз больше. По экономическим законам, чтобы не было оттока из провинции в Москву, зарплата в провинции должна быть минимум на 30 - 40% выше, чем в Москве (то есть 100 тысяч рублей в месяц). А у нас уровень жизни в Москве в 10 раз выше, чем в провинции. По существу, демократическую эволюцию производят в специфических формах именно эти трудовые массы внутренних и внешних мигрантов.
Когда изымается 75% собранных в провинции ресурсов и обратно направляется лишь 5 - 10%, мы имеем экономическую модель, рано или поздно движущуюся в пропасть.

Не помогают ни Резервный фонд, ни фонд Национального благосостояния России (где, как известно, припасено 450 млрд. долларов на «черный день»), потому что эти фонды, как выясняется, предназначены для поддержки в основном федерального центра и его амбиций. Нежелание или неспособность Москвы создать экономически справедливую модель взаимоотношений регионы - федеральный центр ведет к возникновению потенциала сепаратизма, так как где вы найдете человека, находящегося в здравом рассудке, чтобы у него изымали 75% зарплаты, а он при этом радовался и ощущал себя счастливым и довольным.
В США, как известно, происходит переплата за труд и недоплата за вложенный капитал. Американские работники в среднем получают на 26% больше, чем того заслуживают. Следовательно, если и есть в Соединенных Штатах эксплуатация, то не труда капиталом, а наоборот – капитала трудом. Это один из парадоксов, он служит противовесом общеизвестному мифу о жесткости американской системы найма. Норма эксплуатации труда в России составляет в среднем 24%. Это означает, что в стране происходит систематическая недоплата труда примерно на четверть. Но это общероссийская норма, в провинции она достигает и 50, и 60%. Выгоду от этого получает капитал, норма прибыли на который завышена в России в среднем примерно на 72%.
Самую большую угрозу сепаратизма рождает не этнический вопрос, а экономически несправедливая политика, проводимая федеральным центром. Ныне даже в Польше производительность труда примерно в два раза выше, чем в России. Кстати, на предприятиях с иностранным капиталом на территории России производительность труда на 83% выше, чем на российских предприятиях. Приход иностранного капитала в Россию повышает производительность труда почти в два раза сразу.
Ликвидация поста президента в Татарстане несет большой скрытый негативный экономический эффект. Она воспринимается татарским сообществом как шаг на пути ликвидации республики. Минниханов вполне справедливо недавно заявил, что быть регионом-потребителем в России выгоднее, чем регионом-донором. Федеральный центр порождает систему, толкающую к сокрытию доходов региона. Для России наиболее экономически эффективен будет широкий федерализм, «федерализм без берегов». Он стимулирует регионы на более эффективную работу. Но в системе сверхэксплуатации регионов они начинают неизбежно деградировать. Так что лишение Татарстана поста президента - это есть историческая точка перегиба, которая явственно символизирует переход политического процесса в иное качество.
Ликвидация поста президента есть закат республики и начало восхождения «губернии». Хотя, казалось бы, сегодня Путину это невыгодно. В Новороссии явно нацелились на создание республики со своим президентом, и демонстрировать ликвидацию федерализма в регионах России на фоне требований федерализма в Украине для России как-то не совсем удобно. Даже потери в имидже не останавливают оголтелых сторонников центростремительных сил в Москве. Они словно параноики твердят одну фразу: «Суверенитет Татарстана должен быть разрушен». Выгодно ли это России или нет, в расчет не принимается. Это эмоциональная, иррациональная, а не рациональная политика. В Татарстане, кстати, можно провести плебисцит, желает ли население республики сохранения поста президента Татарстана. Уверен, что 90% ответят положительно. В конце концов Путин прямо сформулировал свое мнение по этому вопросу - пусть решает народ республики.
В Москве заявляют, что Татарстан может избрать для своего руководителя обусловленное историческими традициями название. Что же, историческое название есть. Это – казанский хан.

                                                                                                                                                                                              Рашит Ахметов

Газета “Звезда Поволжья” № 39, 23 октября 2014 года, Казань
Другие материалы газеты на сайте http://www.zvezdapovolzhya.ru/