МОСКВА ОСТАНЕТСЯ БЕЗ ВРАЧЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ

На модерации Отложенный

Чтобы выполнить майские указы президента, образование и здравоохранение придется развалить чуть ли не полностью — к такому выводу пришли участники брифинга в ИА «Росбалт» на тему «Реформы в социальной сфере». Профсоюзы констатируют: обещанное президентом повышение зарплат учителям и врачам реализуют путем массовых увольнений. И уже есть результаты. Заместитель председателя общероссийского профсоюза образования РФ Михаил Авдеенко напомнил, что по существующим нормам в классе должно быть не больше 25 учеников, тогда как «у нас сейчас и 30, и 40″, а в ряде регионов школы работают в три смены. Школ не хватает, потому что их уже закрыли в ходе «оптимизации». Теперь оптимизация докатилась и до Москвы. Причем чиновники не говорят открыто о том, что больницы и школы сокращают. Они поступают хитрее: «Просто сливают несколько больниц в одну, и они становятся филиалами, — объяснил заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Андрочников. — Потом филиал «вдруг» решают прикрыть, а работникам филиала предлагают свободные ставки из числа имеющихся — врачу Гальперину, например, предложили место санитарки».

По мнению врача, это «унизительно, это вещь хамская». «Повышать зарплаты одним за счет сокращения других — профсоюз с этим не согласен. Хотя говорят, что сокращают плохих», — возмущается Андрочников. Михаил Авдеенко констатирует, что в столичном образовании «оптимизация» происходит по той же схеме: «Объединяют по десять школ и детских садов. Майские указы — это повысить зарплату, сократив учителей, увеличив нагрузку и сделав классы резиновыми». Авдеенко опасается, что школы постигнет та же участь, как вузы в 1990-е: тогда их практически лишили финансирования, отпустив в свободное плавание и предложив зарабатывать деньги самостоятельно. «Ничего хорошего из коммерциализации в итоге не вышло — платные студенты помогли вузам выжить, но в итоге развелось столько некачественных вузов, что теперь не знаем, что с ними делать. Теперь та же судьба ждет школы. Почему россияне должны платить за образование, если они уже заплатили за него своими налогами?» — не понимает замглавы профсоюза.

Собственно, сокращения как раз нужны еще и для того, чтобы заставить людей платить. «Чтобы люди заплатили, надо формировать очередь. Сделать запись к врачу-специалисту или на обследование на два месяца вперед.

А если хочешь сразу — тогда за деньги, пожалуйста, без очереди», — объясняет заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Андрочников. Однако не надо думать, что все уволенные врачи смогут пристроиться в коммерческие клиники. Андрочников привел статистику, согласно которой 60% платной медицины составляет стоматология, 35% делят между собой урология, гинекология и наркология, и всего 5% приходится на остальные медицинские специальности. Причем жизненно важные специальности не представлены даже в этих 5%. Зато там есть, например, пластическая медицина. К тому же перспективы у платных здравоохранения и образования имеются только в Москве и Санкт-Петербурге, уверены представители профсоюзов. В регионах россияне, лишившись доступа к бесплатным услугам, вообще перестанут учиться и лечиться.Андрочников напомнил, что на днях уведомления об увольнении получили очередные 200 московских врачей. «У нас получается странная ситуация. Не рожают — плохо. Рожают — еще хуже. Живут россияне мало — плохо. Живут долго — вообще катастрофа», — говорит Авдеенко.

При этом обещанное повышение зарплат даже для тех учителей и медиков, которых в итоге не сократят, окажется в итоге не повышением, а понижением: сегодня средний доход врача в РФ составляет 31,5 тыс. руб. при работе на 1,5полторы — две ставки. Благодаря сокращению ставок врач уже не сможет работать на двух работах, в итоге его доход снизится в два раза. «Плюс идет наступление на сферу компенсаций: сейчас, например, работа на «скорой» в ночное время оплачивается вдвойне. Также доплачивают за условия труда — они бывают оптимальные, допустимые, вредные и опасные», — рассказал Андрочников. Одним словом, перспективы у образования и здравоохранения не радужные. Причем «оптимизация» для России вовсе не новость — она, напомнил Андрочников, вот уже 14 лет шагает по стране. Несмотря на «тучные» годы и поток нефтедолларов, количество медучреждений было сокращено почти в 2,5 раза: в 2000 г. их насчитывалось 10780, а в 2013-м — всего 4398. акже, согласно статистике, средний россиянин уже сегодня тратит на лечение из своего кармана больше, чем средний европеец, — около $800 в год. Из них 70% у россиянина уходит на оплату лекарств, и 30% — на оплату врачей. Зато в большинстве стран ЕС лекарства, выписанные врачом, в аптеке выдают бесплатно.