«Мне обрыдла ваша брехливая Россия!»

На модерации Отложенный

 

Украинская летчица Надежда Савченко была впервые доставлена в московский суд

<form action="http://lj.gazeta.ru/ljthis-window/?docId=6292981" method="POST" name="lj_send_form" target="_blank"></form>

  •  

Фотография: Сергей Фадеичев/ТАСС

07.11.2014, 18:48 | Иван Комаров
 

Украинская летчица Надежда Савченко впервые появилась в столичном суде. Она предпочла говорить только по-украински. На заседании рассматривалась жалоба защиты Савченко на отказ в приобщении к делу протоколов опросов свидетелей. Как ни странно, ходатайство адвокатов было удовлетворено.

Судя по небольшому количеству журналистов, собравшихся около Басманного суда Москвы в пятницу, мало кто верил, что и на этот раз они увидят за решеткой украинскую летчицу Надежду Савченко. Зато те, кто пришел, были вознаграждены появлением коротковолосой мускулистой женщины в белой майке с украинским гербом — трезубцем.

Последний раз ее фотографировали в зале суда в Воронеже. В Москве адвокаты настаивали на доставке Савченко в суд на заседания, но каждый раз получали отказ. На одно из таких заседаний в Москву даже приезжали пожилая мать летчицы и несколько депутатов из партии Юлии Тимошенко «Батькивщина». Сейчас сторонников украинской военнослужащей на Каланчевке не было вовсе.

Когда Савченко заводили в зал заседаний, она крикнула на камеры: «Слава Украине!», однако ответное приветствие — «Героям слава!» — прокричал лишь один человек, пожилой мужчина, похоже, вообще не имевший отношения к громкому процессу.

На заседании летчица категорически отказалась говорить по-русски. На вопрос, нужен ли ей переводчик, она пояснила по-украински, что русскую речь понимает, другое дело, разбирают ли собравшиеся в зале украинскую мову.

В пятницу ее адвокаты оспаривали отказ следователя приобщить к делу опросы трех свидетелей, в том числе сестры и сослуживцев Савченко. По их мнению, заявления этих людей полностью подтверждают невиновность летчицы в гибели российских журналистов, а также тот факт, что женщина была похищена ополченцами с территории Луганской области, а не задержана на территории Воронежской области, как утверждает российская сторона.

Перед оглашением решения, когда Савченко заводили в зал, она выкрикнула: «Мне обрыдла ваша брехливая Россия! Мне обрыдли ваши брехливые суды!

Мне обрыдло ваше брехливое телевидение!» Сказать, что ей обрыдло еще, помешали приставы, буквально втащившие ее в зал заседания.

В итоге оказалось, что следствие самостоятельно решило отказаться от первоначального плана не приобщать к делу показания свидетелей.

Следователь Дмитрий Маньшин заявил на суде, что еще накануне заседания СКР сам отменил свое постановление от 8 сентября, которым просьба защиты о приобщении документов была оставлена без удовлетворения. Таким образом, предмет обжалования отпал.

Тут в процесс вмешалась сама Савченко. Она потребовала от Маньшина объяснить свое решение. «Сегодня вы отменили прошлое постановление об отказе, а завтра вы отмените это», — заявила обвиняемая. Следователь предпочел оставить вопрос без ответа.

Судья Наталья Дударь прекратила производство по жалобе защиты.

Адвокат Николай Полозов напомнил, что заседание по их жалобе ранее откладывалось из-за того, что следствие не успело подготовиться. Он выразил удовлетворение тем, что протоколы опросов очевидцев пленения Савченко все-таки приобщены к делу.

По словам защитника, в приобщенных доказательствах есть неоспоримые данные о непричастности Савченко к гибели российских журналистов.

«Это показания трех очевидцев, которые были с Надеждой Савченко утром 17 июня в тот самый момент, когда ее «приняли» ополченцы, и в тот самый момент видели, что она не корректировала огонь. Это три человека — двое бойцов батальона «Айдар» и сестра Савченко Вера. И это произошло более чем за час до гибели журналистов, до момента, когда журналисты прибыли на тот злополучный пункт, — отметил Полозов. — Более того, Савченко взяли в плен севернее, примерно в полутора километрах от места трагедии. Чем примечателен допрос бойцов «Айдара» — оба они попали в плен вместе с Надеждой Савченко. А впоследствии, когда Савченко уже отправили в Москву, «айдаровцы» были возвращены на Украину в рамках обмена пленными. Мы смогли их разыскать на Украине, и они дали показания со всеми подробностями. И эти доказательства свидетельствуют, что Савченко никак не могла быть причастна к гибели журналистов. Когда журналисты оказались у перекрестка у поселка Металлист, Савченко уже находилась в военкомате Луганска».

Полозов отметил, что в настоящее время защита активно работает над предоставлением Савченко статуса военнопленной. «Мы плотно работаем с Международным Красным Крестом, думаю, что они сейчас рассматривают пакет документов, который мы им направили. Если эта организация признает Надежду Савченко военнопленной, на нее будет распространяться положение Женевской конвенции и она не сможет преследоваться по уголовному и криминальному делу в России», — подчеркнул адвокат.