Владимир Путин собрал в музее современной истории представителей исторической науки и объяснил, чего он от них хочет. Запросы Владимира Путина комментирует историк "Мемориала" Никита Петров. Ведущая Елена Рыковцева.
Елена Рыковцева: Владимир Путин назначил свидание молодым преподавателям, ученым и историкам и решил поговорить с ними о проблемах исторической науки, о том, как трактовать историю. Мы обсудим это сейчас с Никитой Петровым, историк, общество «Мемориал». Никита там не был. Но надо сказать, что там вообще непонятно, кто был. Мы очень долго и внимательно просматривали кадры, никого из этих историков мы не знаем. Поэтому Никита будет один за всех комментировать то, что сказал Владимир Путин. Я бы хотела, чтобы наши слушатели прояснили фразу Владимира Путина: «Историки должны отстаивать российские позиции в информационном пространстве». Как историки должны вести себя в этом пространстве, что именно им нужно отстаивать, чего ждет от них президент. На ваш взгляд, является ли задачей историка отстаивать некие российские позиции? Никита, как вы это поняли? Вы российский историк, вы должны отстаивать российские позиции в информационном пространстве. Чем займетесь завтра?
Никита Петров: Понимаете, история не есть пропагандистская сфера.
Елена Рыковцева: Это вы так раньше думали, с сегодняшнего дня - уже.
Никита Петров: Для пропагандиста было бы логично отстаивать позиции в каком-либо информационном пространстве.
В данном случае президент противоречит сам себе. На встрече он начал с того, что история все-таки должна являться наукой, объективной наукой — эти слова трудно подвергать сомнению, так оно и есть действительно, и мы сами хотим этого от истории - науки и научности знаний. А с другой стороны российские позиции. Но ведь нельзя предположить, что в химии, или физике, или в математике есть российские позиции, которые нужно отстаивать в информационном пространстве. Если речь идет о науке, то в данном случае нужно развивать эту науку. Она развивается усилиями ученых, которыми движет любопытство, свой интерес, желание найти что-то, открыть. Поэтому причем здесь российские интересы?
Елена Рыковцева: Я понимаю, что вы говорите, а как вы думаете, что он имел в виду, как он себе представляет российские позиции?
Никита Петров: Дело в том, что президент Путин очень часто противоречит сам себе. В отдельных случаях он говорит о том, что история должна воспитывать, учить патриотизму. А с другой стороны история - наука. Но наука не занимается воспитанием и наука не ставит перед собой воспитательные задачи, наука сама по себе может быть производительной силой, наука сама по себе может быть источником знаний, материалом фактологическим для обобщений и изучения. Но причем здесь, собственно говоря, российские интересы? Наука объективна и она, что называется, вне национальных рамок развивается, в том числе и историческая наука тоже. Нельзя брать российскую науку вообще в отрыве от мирового исторического процесса и мировой исторической науки.
Елена Рыковцева: Выходит, что можно.
Никита Петров: Путин давно этим занимается, он говорит, что не просто можно, а нужно. Но на самом деле это антинаучная задача.
Комментарии