Европа, США и Украина не признают "выборы" в ДНР и ЛНР
Официальная реакция России на воскресные выборы в восточной Украине, проведение которых Киев и Запад считают незаконным, оказалась настолько краткой и дипломатичной, что во избежание разночтений необходимо процитировать ее целиком.
"Выборы в Донецком и Луганском регионах прошли в целом организованно, при высокой явке избирателей.
Мы уважаем волеизъявление жителей Юго-Востока. Избранные представители получили мандат для решения практических задач по восстановлению нормальной жизни в регионах.
С учетом состоявшихся выборов крайне важно предпринять активные шаги по налаживанию устойчивого диалога между центральными украинскими властями и представителями Донбасса в русле достигнутых в Минске договоренностей.
Готовы вместе с нашими международными партнерами и далее конструктивно содействовать урегулированию кризисной ситуации на Украине", - говорится в заявлении, опубликованном на сайте МИД РФ.
Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов заявил, что "волеизъявление граждан, проголосовавших на выборах в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках, нужно уважать, а более конкретно оценить, насколько оно было демократическим и свободным, могут только специалисты, которые наблюдали за выборами непосредственно в этих регионах".
"Как прошедшие выборы в самопровозглашенных республиках повлияют на мирный процесс - сказать не берусь, поскольку политические вопросы в компетенцию совета, слава богу, не входят", - добавил он.
"Москва ведет себя очень осторожно", - отметил в интервью Русской службе Би-би-си директор Центра политологических исследований при Финансовом университете России Павел Салин.
Камень преткновения
Занимаемая должность позволяет Михаилу Федотову обойти главную проблему, от решения которой зависят дальнейшие действия всех вовлеченных в конфликт сторон и будущее политического урегулирования. Очевидно, заключается она не в том, когда именно прошли выборы и насколько организация голосования соответствовала стандартам, а в том, являются Донецкая и Луганская области частью Украины, пусть на условиях автономии, или нет.
В заявлении российского МИДа не говорится о государственности самопровозглашенных новообразований, более того, не употребляется само выражение "народные республики". Но и территориальная целостность Украины не упоминается.
Сепаратисты, судя по всем их выступлениям до настоящего времени, считают себя независимыми и любые иные варианты обсуждать отказываются. Они не раз заявляли, что одна из главных целей выборов, наряду с легитимизацией их власти, как раз и состоит в том, чтобы еще сильнее обособиться от Киева.
Возможен ли компромисс по данному ключевому пункту? Что произойдет дальше?
Клочок бумаги?
Обращает на себя внимание пассаж из заявления Смоленской площади, в котором говорится о необходимости "диалога в русле достигнутых в Минске договоренностей".
Соглашение о прекращении огня от 5 сентября, как известно, предусматривает сохранение территориальной целостности Украины.
Если бы сепаратисты признали возможность возврата под украинскую юрисдикцию, если им будут предложены приемлемые для них условия - предмет для диалога появился бы. Но пока они отвергают такую возможность даже гипотетически.
Некоторые аналитики полагают, что Кремль трактует Минское соглашение по-своему и никогда не собирался его всерьез выполнять.
"Я не придавал бы много значения бумажке.
Украина вынуждена была ее подписать, потому что иначе ополченцы при поддержке России были бы в Одессе", - считает Павел Салин.
Тогда чего, в конце концов, хочет Москва?
Несбывшиеся надежды?
Вице-президент Центра политических технологий, эксперт по делам СНГ Сергей Михеев заявил Русской службе Би-би-си, что Кремль, по его мнению, добивается от Киева новых инициатив по конституционной реформе и федерализации Украины.
Принятый Верховной Радой закон об особом статусе аналитик назвал отговоркой и предположил, что в случае дополнительных уступок Россия могла бы повлиять на Донецк и Луганск, чтобы сделать их сговорчивее.
После выборов сделалось ясно, что кредит доверия Порошенко не безграничен,пойти на радикальные действия он уже не может
Павел Салин, эксперт
Павел Салин обрисовал свое видение "программы-максимум": включение в состав автономий всей Донецкой и всей Луганской области, а не только территорий, контролируемых сепаратистами, предоставление автономиям права вето на внешнеполитические решения Украины и гарантия неограниченного сухопутного доступа в Крым.
Как он предполагает, в Москве надеялись, что на парламентских выборах 26 октября партия Петра Порошенко возьмет под контроль Верховную Раду, и тогда украинский президент на все это согласится.
"После выборов сделалось ясно, что кредит доверия Порошенко не безграничен, коалиция в Раде будет неустойчивой, пойти на радикальные действия президент уже не может", - отметил политолог.
"Теперь непонятно, что будет происходить", - резюмировал он.
Замороженный конфликт?
В складывающейся ситуации большинство экспертов считают наиболее вероятным сценарий "ни войны, ни мира" и вспоминают политику России на Кавказе.
14 лет Москва заявляла, что выступает за территориальную целостность Грузии, при этом поддерживала отдельное существование Абхазии и Южной Осетии и требовала от Тбилиси: договоритесь обо всем с ними, но применять силу мы вам не позволим. А с чего бы сепаратистам идти на компромисс, если им гарантирована неприкосновенность?
По мнению Павла Салина, у этого варианта есть, по крайней мере, одно преимущество: крови не будет. Но вопрос о политическом урегулировании, восстановлении нормальных отношений с Украиной и мировым сообществом и снятии санкций остается в подвешенном состоянии.
Вынужденная сдержанность
Между ситуацией 1994-2008 годов на Кавказе и нынешними событиями на Украине есть существенное различие: тогда Запад ограничивался словесным осуждением действий Москвы, да и то не слишком активно.
Ныне пресс-секретарь Ангелы Меркель Штефен Зайберт уже назвал позицию России по донбасским выборам "не поддающейся пониманию" и исключил возможность отмены санкций, наоборот, предупредил о вероятности дополнительных мер.
Возникает вопрос: если уж Москва решила идти ва-банк, не считаясь с последствиями, то почему бы не признать "народные республики" открыто?
Когда вопрос о поддержке переходит в конкретную плоскость с конкретными издержками, граждане делаются прагматичными
Михаил Виноградов, эксперт
По оценке Павла Салина, все дело в экономике.
"Россия предпочитает сама определять размеры помощи Донецку и Луганску, - говорит он. - А то участники митинга врачей в Москве уже спрашивали, почему в Крыму не сокращают ставки медиков, а в столице сокращают".
"Когда вопрос о поддержке переходит в конкретную плоскость с конкретными издержками, граждане делаются прагматичными", - указывает политолог Михаил Виноградов.
"Бюджет ныне не тот, что в 2008 году, когда Россия взяла на себя полную ответственность за Абхазию и Южную Осетию, и даже в 2012 году, - напоминает Павел Салин. - Люди в Кремле думают десять раз, прежде чем принимать экономические решения".
На фоне новостей о донбасских выборах и реакции Москвы, которую многие расценили как продолжение прежнего курса, рубль в понедельник снова резко упал.
Недавний опрос "Левада-центра" впервые с начала украинских событий показал снижение рейтинга Владимира Путина.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Выборы в Донецком и Луганском регионах прошли в целом организованно, при высокой явке избирателей.
Мы уважаем волеизъявление жителей Юго-Востока. Избранные представители получили мандат для решения практических задач по восстановлению нормальной жизни в регионах.
С учетом состоявшихся выборов крайне важно предпринять активные шаги по налаживанию устойчивого диалога между центральными украинскими властями и представителями Донбасса в русле достигнутых в Минске договоренностей».
«Донецкая и Луганская область». «Донецкий и Луганский регион». «Жители Юго-Востока». «Представители Донбасса». «Центральные украинские власти» (по отношению к Донбассу центральные, стало быть).И - ни слова про ДНР или ЛНР.
ПОЧЕМУ?
Возможно, потому, что Путина предупредили: если Россия признает выборы, санкции будут усилены?
Или причина другая?
Комментарий удален модератором
Мы уважаем волеизъявление жителей Юго-Востока. Избранные представители получили мандат для решения практических задач по восстановлению нормальной жизни в регионах. (Заявление МИД)
П.7 Продолжить инклюзивный общенациональный диалог. П.8 Принять меры по улучшению гуманитарной ситуации на Донбассе. П.12 Принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона. (Минский протокол) http://voicesevas.ru/news/yugo-vostok/4522-preremirie-na-ukraine-polnyy-tekst-minskogo-protokola.html
2. Что произошло в результате выборов: избранные представители получили мандат для ведения переговоров, ЛНР и ДНР не признаны.
3. Если исходить из того, что военного решения конфликта нет, нужно продолжать работу по имплементации всех пунктов протокола. Есть ли на это мандат у Порошенко после выборов – трудно сказать.
4. Есть ли альтернатива пути, обозначенного протоколом - пока эту альтернативу никто не обозначил.
5. Конечно, можно закрыть глаза на то, что в голосовании приняло участие около 2.5 млн человек, но это была бы страусиная позиция.