Таким образом, мегарегулятор намерен выполнить свои главные цели — снизить инфляцию и процентные ставки. Для этого он решил убрать с рынка лишние деньги, которые как раз и «раздувают» цены и процентные ставки. С сегодняшнего дня снижен объем целевых валютных интервенций с $60 млн в день до нуля.
О том, что уровень инфляции важнее курса рубля и вообще всего на свете в ЦБ говорят со времен, когда его возглавлял ещё Сергей Игнатьев.
Продолжила политику по сдерживанию роста цен и нынешняя глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
Однако одновременно с этим ее ведомство продолжало вплоть до конца минувшего года корректировать курс рубля, который на протяжении всего года стремительно пикировал вниз.
Однако в этом году ЦБ решил сократить свое вмешательство в механизм курсообразования, создав условия для свободно плавающего валютного курса. Так, ЦБ снизил объем валютных интервенций до нуля. Правда, совсем отпустить национальную валюту ЦБ не намерен. Корректировать курс мегарегулятор будет при чрезмерной его волатильности (колебаниях).
А волатильность, как сообщил в эксклюзивном интервью «МК» директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Игорь Дмитриев, намного меньше, чем в других странах.
Напомним, тогда Дмитриев как раз сообщил, что ЦБ в 2014 году уменьшит контроль за курсом рубля.
Между тем, как отмечают эксперты, опрошенные «МК», нынешние действия ЦБ «полностью укладываются в направление по увеличению гибкости курса рубля», но приведут к ослаблению нацвалюты.
«Предыдущий шаг был сделан в октябре прошлого года, когда ЦБ снизил объем целевых интервенций со 120 до 60 миллионов долларов в день. Что же касается реакции рынка, то она предсказуема. В последнее время рубль чувствует себя слабо. Данный эффект может еще на протяжении какого-то времени иметь негативное влияние на валютный рынок, что приведет к дальнейшему ослаблению российской валюты», - комментирует для «МК» независимый аналитик Богдан Зварич.
Разделяет эту точку зрения и директор Института банковского дела Высшей школы экономики Василий Солодков.
«Учитывая нынешнее состояние российской экономики, в частности снижение цен на нефть, можно ожидать снижения курса рубля. Правда, с небольшой скоростью. Тут все опять же зависит от цен на «черное золото», - считает Василий Солодков.
Вот так. Если же вернуться к инфляции, то она точно победит ЦБ. На ее стороне и запрет на ввоз в Россию продовольствия от основных поставщиков, и все более усиливающееся присутствие в экономике государства, и в конце концов собственная курсовая политика ЦБ.
Но тогда возникает резонный вопрос: если ЦБ не обеспечивает стабильности курса рубля и не может приструнить инфляцию, то чем же он в конце концов занимается? Ограничивается прополкой банковской грядки? Но этого для статуса финансового мегарегулятора маловато будет.
Особенно если вспомнить, что Эльвира Набиуллина всячески открещивалась от ответственности за макроэкономические параметры состояния экономики по примеру ФРС США или ЕЦБ. Получается, пока ЦБ лишь тайно подрабатывает на подхвате у Минфина, пополняя бюджет, или Минэкономразвития, пытаясь обесценением рубля разбудить промышленность. Но если с бюджетом у него что-то получается, то промышленность ЦБ «курсовой рукой» будит, а «кредитной» посылает в нокдаун.
Когда экономическая политика страдает шизофренией, чего ждать от экономики?
Главный вывод: рубль сам себя сберечь не в состоянии. Дальше каждый делает свой выбор.
Комментарии