Какое будущее у белорусской промышленности?

На модерации Отложенный

У белорусского правительства появилась новая забота, население страны все меньше покупает свое и больше склоняется к импорту. Понятно, будь у нас печатный станок ФРС и армия НАТО, то можно было бы как США или ЕС вообще не обращать внимания на торговый баланс. А просто печатать много денег и раздавать их под минимальные проценты.

Потом эти дешевые деньги поступают в реальный сектор, который производит ту продукцию, которая попадает на наш рынок. Если взять китайскую продукцию, которой, кстати, большинство на нашем рынке, то с ней конкурировать тоже совершенно бессмысленно. Ну не будет белорус работать сутками за копейки, ходить строем и целовать портрет Великого Кормчего на своих купюрах. Белорус привык к социальной защите и комфортным условиям труда.

И даже, если частник, рискуя всем, создал свой бизнес, то скорей наймет китайца, который будет работать как робот-автомат, чем цивилизованного белоруса.

И не стоит забывать, что промышленный Китай это зона экологической катастрофы, ведь это так прибыльно сбрасывать промышленные отходы в реки и озера, вместо их очистки.





А также стоит помнить про скандалы на заводах покусанного яблока, где самоубийство работников и эксплуатация труда детей обычное дело.


С европейскими производителями тоже не все просто. Всегда стоит учитывать, что все природные ресурсы они покупают за бумагу, которая у нас называется валютой. И поддерживают доверие к этой валюте дубиной НАТО, разбивая головы непокорным Каддафи и прочим Садамам, пытавшимся оспорить твердость этой самой валюты.


Представим, что все ресурсы реальный сектор получает за напечатанные нашим Национальным банком купюры или циферки в компьютере. В этом случае, чтобы создать одинаковые конкурентные условия на рынке нужно вычесть стоимость сырья и энергоносителей из себестоимости продукции.

Кроме этого нужно сравнить процентные ставки по кредитованию промышленности у нас и за границей.

Китайцы, в принципе не знают, куда девать доллары и евро, полученные за поставленную продукцию на Запад, поэтому деньги могут раздавать своей промышленности практически даром. Не зря Китай скупает все, что может по всему миру.



В США и ЕС ситуация такая же, просто им проще деньги напечатать и купить все, что им нужно.

Теперь возьмем белорусского производителя, который вопреки всему решил не заниматься перепродажей или услугами, а именно созидательным бизнесом. Допустим, что на первом этапе она заработал капитал в другой сфере бизнеса, в тех же услугах или на поставках импорта.

Первое, что ему нужно сделать, это разработать варианты сбыта своей продукции. Потом организовать само производство, согласно, всех норм и правил, которые гораздо сложнее, чем в Китае. Далее нужно подобрать квалифицированный персонал или обучить молодежь. Если производство затевается в сельской местности, чтобы получить преференции, то кадровый вопрос встанет как никогда остро. Далее, нужно обеспечить зарплату работникам, создать условия труда, закупить технологическое оборудование, наладить само производство. Все это не может произойти быстро, а значит, за это время конъектура рынка может поменяться. И произведенная продукция зависнет на складе.

А зависнет продукция на складе, потому, что:

Во-первых, она будет дороже импортной. Во-вторых, качество продукции, ее репутация перед потребителями доказывается или общеизвестным брендом или годами работы на рынке или рекламным бюджетом. А это значит, что без значительных капиталовложений в рекламу не обойтись.

Может ли белорусский энтузиаст производственного сектора позволить себе миллионный в долларах рекламный бюджет для продвижения своего продукта? Да и какой в этом смысл, если риски потерять все гораздо выше.

Как показывает жизненная практика, тот, кто заработал себе капитал и устал заниматься перепродажей или оказанием услуг, то просто кладет деньги на депозит под 30% годовых, покупает домик в деревне и ведет безмятежный образ жизни, отдыхая всей семьей на курортах средиземноморья. Или покидает синеокую, предпочитая страны с более комфортным климатом, там, где государственные органы не будут интересоваться, почему он не ходит каждый день на работу.

Поэтому, частный производственный бизнес держится только на фанатиках этого дела, фанатизм, которых далеко не всегда по достоинству оценивается государством. Или производство белорусской продукции все еще находится под государственным управлением. Ведь у государства есть все административные рычаги для налаживания самого производства, а также сбыта, что, кстати, не всегда эффективно получается.

Если заметить настойчивость, с которой российские власти с Востока и МВФ с Запада настаивают, чтобы государство ушло из производственного сектора, то становится очевидным, что в этом случае белорусы не только больше не увидят своих товаров в магазине, но и потеряют сотни тысяч рабочих мест. Ведь вряд ли Россия будет поставлять нам ресурсы, которые бесплатно черпает из недр, а Запад специально для нас напечатает денег. И первые, и вторые, поспособствуют тому, чтобы эти предприятия были закрыты, а население разъехалось в поисках работы по разным странам. Опыт соседних стран это лишь подтверждает.

Что делать в сложившейся ситуации?

Во-первых, правительству нужно признать, что честная конкуренция с импортными товарами невозможна по определению. Во-вторых, перестать надеяться на то, что рынок все сам отрегулирует. В-третьих, пора четко определить, что необходимо для страны именно белорусского производства. Стоит ли производить все товарные позиции? Или нужно сконцентрироваться на самом необходимом?

На данный момент, Беларусь не имеет энергетического суверенитета, а это значит, что внешние силы в любой момент могут лишить страну суверенитета государственного. Строительство АЭС лишь частично решает эту проблему. Ведь поставка топлива и утилизация отходов также требует внешнего партнера, от которого зависит работоспособность этой станции.

А это значит, что во главу угла должны ставиться технологии энергосбережения и производства энергии из альтернативных источников.

Сегодня сотни тысяч тонн органических отходов сваливаются в окрестностях городов, создавая огромные проблемы экологии, загрязняя грунтовые воды и выбрасывая огромное количество газа в атмосферу.

Использование геотермальных источников для более эффективного использования энергии, ветроэнергетика и энергия солнца также не стоит сбрасывать со счетов. Все это может дать приличную экономию потребляемых ресурсов.





Но это проекты на долгосрочную перспективу и просчитать их рентабельность весьма сложно, также как сложно просчитать, каким вырастет ребенок к своему совершеннолетию. Но это не значит, что этим заниматься ненужно.

И тут можно эффективно использовать частный бизнес.

В случае заказа государством целевой продукции, к примеру, ветряков или солнечных батарей или тепловых насосов, под гарантии оплаты с рентабельностью способной обеспечить разумную прибыль достойные зарплаты и условия труда, привлечет не только производственников, но и инвесторов. Все это создаст спрос на квалифицированных рабочих, даст толчок развития инфраструктуры.

Открывать подобные производства нужно в сельской местности, где можно обеспечить работников индивидуальным жильем и земельным наделами. Здесь пригодится опыт Израиля, организующего свои поселения вокруг инновационных производств.

Естественно, что для подобной продукции нужно будет закрыть внутренний рынок из других стран. Естественно, что это не либерально и не рыночно, но другого выхода на горизонте не видно. Пора расстаться с иллюзией, что в мире бывает честная конкуренция.

Необходимо подключить науку.

Белорусской Академии Наук открывается широкий простор для научной работы. Ведь все новые производства можно сделать энергетически независимыми от внешних источников, что сократит расходы и снизит себестоимость продукции. Сваливаемый сейчас в горы мусор, если его переработать может дать энергию для сотни заводов, обогреть тысячи домов и сэкономить тысячи килограмм валюты. Ветряки, солнечные батареи и тепловые насосы, произведенные на этих заводах, сократят потребление энергии из централизованных источников. Вот здесь и понадобится белорусская наука, чтобы разработать самые эффективные технологии.

Нельзя забывать и финансовый фактор, ведь процентная ставка ссудного процента сегодня просто душит реальный сектор. Складывается впечатление, что в Беларуси сложилась ситуация, когда банки стали больше, чем власть управлять экономикой.

Это обычное дело для США или ЕС, где банкиры назначают своих ставленников на власть, устраивая избирательное шоу для населения. Пора признать, что банковский ссудный процент зло и пришло время лишить банкиров возможности наживаться на труде населения.


Назрел момент, когда банки пора поставить на службу реальному сектору, чтобы финансы выделяемые производственнику были бес процентов, а доход банков формировался за счет операционной прибыли предприятия. Тогда ответственность будет взаимной и качество бизнес планирования возрастет многократно. Население сможет покупать акции прибыльных банков, грамотно финансирующих реальный сектор и брать товары в рассрочку без процентов по кредиту. Выплачивать рассрочку за своих работников должны работодатели из своей прибыли. Скорость вращения денег возрастет, инфляция прекратится, пропадут серые зарплаты, финансовый и реальный сектор станут прозрачны для власти. А это значит, что качество собираемости налогов возрастет многократно.

Наступило такое время, когда стало понятно, что современная промышленность производит вещи с ограниченным сроком службы и занимается бессмысленным уничтожением окружающей среды, перерабатывая природные богатства в мусор.

Беларусь может занять уникальную нишу, создавая высококачественные товары с неограниченным сроком эксплуатации, подлежащие модернизации. Белорусская продукция может стать эталоном качества, только сначала нужно насытить свой рынок.

А пока приходится наблюдать, как тысячи мусоровозов каждый день сваливают топливо в горы опасного для природы мусора, трактора из коровников вывозят навоз и беспорядочно сваливают в полях, отравляя почву и воду, солнечные батареи, ветряки и тепловые насосы закупаются за валюту, а белорусы отказываются покупать дорогую белорусскую продукцию, предпочитая дешевый импорт.

Петровский А.А.