«Европейские ценности» vs. интересы национальных экономик, или Испытание на прочность для ЕС
Виктор Медведчук
За последние несколько дней цитадель Евросоюза сотрясли сразу два громких скандала.
24 октября премьер Великобритании Дэвид Кэмерон на требование Брюсселя дополнительно внести в бюджет ЕС 2,1 млрд евро ответил категорическим отказом. «Мы состоим в этой организации, мы много в нее инвестировали, мы играем в ней ведущую роль. Но недопустимо, что при этом нам вдруг предъявляют счет в два с лишним миллиарда евро и называют крайний срок для его погашения — через три недели. Это неприемлемо», — возмутился британский премьер.
Однако еврочиновники не видят ничего предосудительного в своих действиях. Дескать, с 1 сентября в Евросоюзе вступили в силу новые правила, согласно которым методика подсчета ВВП государств — членов ЕС должна учитывать и теневой бизнес (доходы от проституции, торговли наркотиками и контрабанды оружия). Еврокомиссия пришла к выводу, что начиная с 1995 года британская экономика демонстрировала высокие темпы роста, а потому ЕК решила повысить обязательства Лондона перед бюджетом ЕС. «Британский вклад должен отражать увеличение благосостояния страны…» — заявил представитель Еврокомиссии Патрицио Фиорилли. Согласно новым правилам, доплачивать в бюджет ЕС за «хорошее состояние экономики» придется не только Великобритании, но и Нидерландам, Италии и даже… Греции.
«Бюджетный скандал» заставил британцев всерьез задуматься о целесообразности членства в Евросоюзе. «Требование дополнительных денег со стороны Брюсселя не будет способствовать сохранению Великобритании в составе ЕС», — заявил Дэвид Кэмерон.
Вслед за Англией о выходе из Евросоюза заговорила и Венгрия. Спикер парламента Ласло Кевер, критикуя политику ЕС, даже прибег к весьма нелицеприятному для Брюсселя сравнению: «Если Брюссель будет указывать, как нужно управлять страной, то он уподобится Москве до смены режима в 1989 году». Политика поддержал и член Европарламента от Венгрии Тамаш Дойч. «Ласло Кевер очень четко высказался относительно проблем функционирования Евросоюза, европейские ценностиот нас очень далеки, мы сами должны определяться относительно будущего в ЕС», — заявил он, намекая на возможный выход Венгрии из Евросоюза.
Официальный Будапешт уже неоднократно демонстрировал свое недовольство проводимой в ЕС политикой и диктатом Брюсселя. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан не только осудил санкции против России, но и четко дал понять, что они вредят больше Евросоюзу, чем РФ. Столь же категорично о санкционной политике отозвался и словацкий премьер Роберт Фицо, назвав санкции Брюсселя в отношении Москвы контрпродуктивными и неэффективными.
Потрясения и скандалы, которые переживает Евросоюз сегодня, свидетельствуют о том, что «цитадель европейских ценностей» уже давно не является монолитным объединением, проповедующим единые ценности и стандарты. Для государств — членов ЕС куда важнее экономическая и, как оказалось, политическая независимость. Они устали от геополитических игр Брюсселя. А это значит, что в противостоянии «европейских ценностей» и интересов национальных экономик европейцы выбирают самостоятельность как гарантию экономической стабильности.
Комментарии