Коллективный "Мемориал" своей деятельностью ухудшает отношение общества к "невинным жертвам", – эксперты
В преддверии дня памяти жертв политических репрессий, отмечаемого 30 октября, и событий, связанных с НКО "Мемориал", Накануне.RU попыталось разобраться – насколько актуальна повестка "жертв сталинизма" сейчас, не имеет ли деятельность "Мемориала" обратный эффект в народе – ведь реабилитируются и невинно пострадавшие, и бандеровцы из дивизии "Галичина", а памятники устанавливаются и в местах, не имеющих прямого отношения к репрессиям?
Громким поводом поговорить о "перегибах" в деле установления памяти послужили события в Нижневартовске – городе, который появился в 1972 году за счет семилетней комсомольской стройки.
И именно в этом городе, практически не связанном с темой репрессий (до основания города на его территории находилась пристань с небольшим количеством поселений, в 1964 преобразованная в поселок), его администрация хочет поставить памятник репрессированным за счет средств местного бюджета.
Этому противостоят местные общественники.
Как нам сообщил член нижневартовской ячейки движения "Суть времени" Александр Латышов, "несколько семей переселялось в тогдашний районный центр Варьяк, но сведений об их пребывании в поселениях Нижневартовска нет".
При этом общественников удивляет то, что памятника комсомольцам, построившим город, до сих пор нет, и средства на него собираются из пожертвований горожан, а мемориал репрессированным получит местное финансирование.
Активисты не планируют сидеть сложа руки: уже проведены несколько пикетов и собираются подписи горожан против бюджетного "окормления" этой инициативы.
При этом сити-менеджер Нижневартовска Алла Бадина в разговоре с корреспондентом Накануне.RU заявила: "Очень много решений я отдаю на суд жителям города: как улицу назвать, какие памятники установить – мое мнение должно совпадать с мнением большинства жителей", – отметила сити-менеджер.
Аналогичных примеров, когда мнение, насколько можно судить, даже не спросили, но "жертв" вовсю "увековечивают", масса - это происходит в Екатеринбурге, Пермском крае, в других регионах.
Эксперты, опрошенные Накануне.RU, отмечают, что поверхностный подход, применяемый к теме репрессий, несет обратный эффект – люди начинают относиться к теме с подозрением и недоверием, по принципу "Однажды соврамши, кто тебе поверит?".

Так, историк Александр Дюков, считающий сохранение памяти о невинно репрессированных действительно важной деятельностью, отметил для Накануне.RU: "Часто не различают жертв необоснованных политических репрессий и жертв более чем обоснованных.
К подобной теме нужно подходить очень осторожно, нельзя как массово репрессировать, так и нельзя массово реабилитировать.
Нужно разбираться, кто осужден обоснованно, кто - необоснованно".

Другой эксперт, недавно вернувшийся из Новороссии историк и публицист Игорь Пыхалов, также прокомментировал ситуацию Накануне.RU: "Можно судить по тому, что меняется отношения общества к Сталину за эти годы, – это начало происходить даже не сейчас, а лет 10-15 назад.
Сейчас взгляды наподобие "мемориаловских" большинством народа отвергаются, причем отвергаются совершенно заслуженно – как сейчас выясняется, все антисталинские и антисоветские штампы оказались не соответствующими действительности, откровенной ложью.
Организация "Мемориал" создана специально для того, чтобы вести подрывную идеологическую работу по заказу Запада и соответствующих западных спецслужб.
Тут не нужно обольщаться, это люди, которые специально занимаются оплевыванием нашего прошлого.
Да, естественно, были осужденные несправедливо, но очень часто бывает так, что сами эти люди и их родственники не распространяли свои личные обиды на все государство.
Ведь при любом строе, при любом государстве имеются ошибки, которые позже пытаются исправить.
Все, кого можно было реабилитировать, реабилитировали – реабилитировав при этом кучу людей, заведомо виновных.
Поэтому пора заканчивать "продвигать" этот вопрос. Нужно перестать поддерживать материально все эти акции, тратить деньги из бюджета на все эти выходки, а также убрать намеки в День Победы и День Траура 22 июня во время минуты молчания "ты, потерявший родственников в лагерях Гулага" – это совершенно неуместно, ведь количество тех, кто оказался в такой ситуации, совершенно несоизмеримо с количеством всех солдат в целом.
В общем, нужно прекратить государственную поддержку такой политики охаивания", – считает историк.
Также Пыхалов отметил, что в результате действий "Мемориала" список репрессированных откровенно "загажен": "С самого начала реабилитации, с хрущевских времен, она была политически ангажирована, и вместе с невинно пострадавшими оправдывались и те, кто был действительно виновен.
Теперь это дело историков – выяснить, кто виноват, а кто действительно невиновен".
Историк выразил надежду, что "в ближайшие два-три года ситуация изменится, и здравый смысл восторжествует"
Кроме того, историк отдельно высказал свое несогласие с установкой памятника в Нижневартовске: "Я считаю, что это мало того, что неуместно, – это пережиток перестроечных и ельцинских времен, когда антисоветизм и оплевывание советского прошлого были в основе идеологии.
Сейчас, в ситуации, когда наша страна фактически противостоит Западу, когда наш президент пытается объединить Россию на патриотических началах, подобного рода действия неуместны и вредны, они способствуют тому, что в обществе насаждается антипатриотическая идеология.
Я считаю, что такого рода действия совершенно недопустимы", – заявил Пыхалов.
К сожалению, ситуация вокруг темы репрессий осложняется тем, что стороны, представляющие противоположную точку зрения, порой не желают диалога.
Так, руководитель свердловского отделения "Мемориала" Анна Пастухова отказалась давать комментарий нашему изданию: "Я выбираю тех, с кем мне общаться.
Я не разговариваю с КГБ, например", – заявила она корреспонденту Накануне.RU
Комментарии
Общественная палата России[30]
Фонд Сороса (США)
Фонд Форда (США)
Фонд Джексона (США)
Колумбийский университет (США)
Агентство США по международному развитию, USAID (США)[31].
Эдвард Клайн и Издательство им. Чехова (США)
Фонд поддержки демократии (США)
Фонд им. Бредли (США)
Фонд Гугенхейма (США)
Общественный архив рассекреченных материалов (США)
Фонд им. Ганса Бёклера (ФРГ)
Фонд им. Генриха Бёлля (ФРГ) оказывает поддержку созданию музея и архива «Мемориала»
Френсис Грин (Великобритания)
Фонд им. Стефана Батория (Польша)
Ассоциация «Дорога свободы» (Швейцария)
Институт социальной истории (Нидерланды)
Фонд им. Ланде (Нидерланды)
Компания «Яндекс» (Россия) — информационная поддержка.