Крымский тест
Борис Вишневский
депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (фракция "Яблоко")
«Мбога опустился на корточки, вытащил маленькую трубку, не торопясь раскурил ее и сказал: - Это люди, Боря. Красть вещи могут и звери, но только люди могут возвращать украденное».
А. и Б.Стругацкие. «Возвращение (Полдень. XXII век)».
Недели две назад Айдер Муждабаев разместил в Фейсбуке универсальный тест, состоящий всего из двух слов: Крым наш?
Судя по интенсивности дискуссии, развернувшейся (в том числе, на сайте «Эха») в ответ на заявления Алексея Навального и Михаила Ходорковского по крымскому вопросу, пройти тест решили многие. Правда, с разным результатом.
Поклонников Путина обсуждать не будем: их ответ был предсказуем.
Однако, и среди оппонентов Путина обнаружилось много тех, кто признавая незаконность присоединения Крыма, проявляет чудеса гибкости и изобретательности, объясняя, почему эту незаконность нельзя исправить. Чаще всего, ссылаются на то, что для этого придется пойти против воли большинства российских граждан, что не соответствует принципам демократии. А посему – цитируя известное, - и не мечтайте, мол, украинцы, не будет такого в «обозримом будущем»…
Между тем, «крымский тест» требует ответа на очень простой вопрос: можно брать чужое, или нельзя? А если взяли, то следует ли вернуть?
Тому, что брать чужое нельзя, детей учат с раннего детства.
Когда ребенок еще не понимает, что нельзя взять чужую игрушку, которая яркая и красивая, а у него такой нет, но очень хочется. А родители ему объясняют, что если взял, то надо вернуть, а не придумывать причины, по которой хочется оставить ее себе.
Что касается демократии – она заключается не только в выявлении воли большинства. Она заключается еще и в том, что живут по закону, а не по праву сильного. Что соблюдают нормы международного права и свои международные договоры (которые, согласно пока еще не отмененному конституционному принципу, имеют приоритет над российскими законами). И уважают не только свои законы, но и чужие. В данном случае – украинские, которые, точно так же, как и российские, никакого «самоопределения» отдельных регионов не предусматривают.
Кстати, как те, кто уверяет, что Крым не вернут, отнеслись бы к попытке сопредельного государства «воссоединиться» с каким-нибудь российским регионом? А потом отказаться отдавать, ссылаясь на волю большинства своего народа? Наверное, справедливо возмутились бы? Не так ли?
Прагматизм политиков, заявляющих, что хотя Крым и взят незаконно, но они его не вернут, понятен. Осуждать их за это бессмысленно и бесполезно.
Вот только в истории не раз бывало так, что лучшей политикой оказывалась честность. А самым прагматичным решением – самое нравственное.
Комментарии
я крымчанка. Вместе с подавляющем большинством крымчан проголосовавшая за присоединение к России.
Знаете в чём беда дискутантов? Они-вы в упор не видят людей, население Крыма. Видят территорию, видят какие-то отвлечённые интересы, всё, кроме интересов людей, населяющих данную территорию. Видят отвлечённые права, - кроме прав населения Крыма.
Далее хочется выразить всю полноту моих чувств, но, извините, ругаться не умею.
ЛЮДИ здесь живут! Мы такие мелкие, что без микроскопа нас не видно? Или это дискутанты пигмеи, что не видят, кто над ними возвышается?!