Юрий Московский «Комплекс детей, которые росли без отцов»

На модерации Отложенный Юрий Московский «Комплекс детей, которые росли без отцов»

Социолог рассказал о неявных причинах украинского национализма

 

«Действия Киева направлены на одно: посеять зло и ненависть между теми, кто живет на территории Украины, и теми, кто живет в России. Такая политика осуществляется с конца 80-х годов», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог Юрий Московский.


По его мнению, нынешнее нагнетание антироссийской истерии – следствие того, что в русофобском духе были воспитаны целые поколения.

Киевский горсовет в пятницу обязал все магазины города размещать российские товары на отдельных полках и маркировать их ценники. Как передает УНИАН, решение принято в рамках программы «по координации информационной деятельности и защиты информационной безопасности государства на территории столицы».

Ранее аналогичные решения о маркировке товаров российского производства уже принимались во Львовской, Ивано-Франковской и Черкасской областях. Так, к примеру, в июле Львовский горсовет велел маркировать российские товары флагом России и надписью «Товары из Российской Федерации».

Решение Киевского горсовета также предусматривает ряд других, уже чисто пропагандистских мероприятий – информационно-воспитательные часы для школьников, организацию патриотических лагерей, внедрение патриотических рубрик в коммунальных СМИ, социальные ролики на ТВ, направленные «на единство и независимость государства». Помимо этого, как сообщается, депутаты рекомендовали концертным организациям столицы «не способствовать гастролям представителей шоу-бизнеса, которые публично поддержали агрессию против Украины».

Напомним, после возвращения Крыма в состав России на Украине начали набирать силу акции по бойкоту российских товаров. Начав с призывов в интернете, например, сторонники бойкота стали приходить в магазины с плакатами «Российское убивает» и, ложась на пол, прикидывались мертвыми. Доходило и до смешного – в Херсоне городской совет постановил, что российские товары будут маркировать зубастой матрешкой с автоматом.

Сами украинские издания со ссылками на социологов сообщают, что на настоящий момент к бойкоту российской продукции присоединилось не менее половины населения страны, и это число будет только расти. По их сообщениям, российская пищевая промышленность якобы потеряла из-за бойкота около 100 млн долларов, а продажа одежды российских производителей снизилась на 70%. Вопрос, насколько эти сведения правдивы, остается открытым.

Между тем местные эксперты все чаще заявляют о том, что враждебность к России на Украине продолжает возрастать. Ранее координатор Всеукраинского координационного совета российских соотечественников Сергей Проваторов заявлял, что русскоязычные организации практически лишены возможности публиковать свое мнение в местных газетах. «Если я сейчас в газете что-то опубликую, то это опасно: рассылка прослеживается через украинскую почту... Поэтому у нас практически нет возможности публиковать свою позицию», – цитировал его ТАСС. Проваторов отметил, что на Украине опасно говорить о России: «Мы не можем прямо начинать разговор в такси – сначала приходится узнавать позицию собеседника. Поэтому многие просто пытаются уйти от обсуждения ситуации в стране».

Как писала газета ВЗГЛЯД, преследованию подверглась учительница одесской школы № 40 Евгения Балакирева – за то, что рассказывала ученикам ту версию событий, которая не вписывается в лекала официальной пропаганды. Балакиреву сначала вызвали «на ковер» к директору, а потом уволили: учительница, которая отдала преподаванию в школе 14 лет, якобы не имела педагогического образования. Впрочем, советник главы Одесской области Зоя Казанжи потом признала, что Балакирева «не знала, в какой стране живет», и потому «сама виновата» в своих злоключениях.

О том, что неприязнь к России – это, пожалуй, последняя скрепа, на которой еще держится украинское государство, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал

российский социолог Юрий Московский, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство».

ВЗГЛЯД: Юрий Викторович, не напоминает ли решение маркировать российские товары специальными отметками времена Гитлера, когда на еврейских магазинах в Германии рисовали звезды Давида? И к чему это может привести?

Юрий Московский: На Украине постоянно нагнетается напряженность в отношении России, русского мира и русскоязычных как таковых. Последнее весьма парадоксально, поскольку 95% граждан Украины говорят по-русски, а в быту этот язык используют почти 80% жителей. По разным регионам, конечно, показатели разные, но большинство социологических опросов говорят именно об этом. Сегрегационные меры в отношении товаров из России – один из способов нагнетания этой антироссийской напряженности. Подобных способов в теории очень много.

Эта напряженность может вылиться во что угодно. Но действия нынешних киевских властей по отношению к России уже язык не поворачивается назвать просто странными. Эти действия – намеренные призывы к розни и расколу. Именно на провокациях к розни и расколу сейчас стоит то, что сейчас официально именуется государством Украина.

ВЗГЛЯД: В продолжение кампании по бойкоту российских товаров на Украине планируются массовые патриотические мероприятия, включая открытие лагерей для молодежи. Как считаете, что это будут за мероприятия?

ЮРИЙ МОСКОВСКИЙ: Что Киев удумает с этими лагерями и мероприятиями, сказать трудно. Ясно одно: власти делают все, чтобы: а) создать на Украине один искусственный народ, б) разделить другой единый народ, который, собственно, никогда и не делился.

А в целом действия Киева направлены на одно: посеять зло и ненависть между теми, кто живет на территории Украины, и теми, кто живет в России. Такая политика осуществляется и направляется не со времен Ющенко, а с конца 80-х годов. Именно в период заката перестройки на Украине начался сильнейший националистический крен. Еще замечу: к националистам пошла не вся украинская молодежь, а лишь часть молодежи.

Штампы из разряда «вся украинская молодежь» настраивают против нас сознательных и адекватных молодых украинцев.

ВЗГЛЯД: Эти тенденции одинаковы для всех провинций, или же есть местные особенности?


ЮРИЙ МОСКОВСКИЙ: Конечно, региональные особенности есть. Ведь в одном регионе больше русскоязычного населения, в другом меньше. Где-то было больше националистического актива, а где-то он пребывал в зачаточном состоянии. В одном регионе были центры противодействия националистическому крену, а в другом его не было. Украина – очень сложная территория с громадными региональными отличиями.

Не надо всю эту сложность причесывать под одну гребенку. Как раз в причесывании и заключается главная ошибка тех исследователей, которые пытаются работать с сегодняшней Украиной. Не забывайте, что на Украине очень сложный состав населения. Там потомки украинцев, русских, евреев, сербов, поляков, татар... И в каждом регионе этот состав имеет индивидуальные региональные особенности. Есть такие села, где часть говорит только на украинском, а другая – на русском, причем говорит на русском принципиально. Города – это вообще отдельный разговор.

ВЗГЛЯД: На футбольном матче в белорусском городе Борисове, где играли команды Украины и Белоруссии, белорусские фанаты кричали: «Слава Украине!», а украинцы отвечали: «Героям слава!» Вместе они скандировали матерную «кричалку» про президента России. Как вы считаете, о чем свидетельствует эта интернациональная вакханалия?


ЮРИЙ МОСКОВСКИЙ: Почти во всех странах сообщества футбольных болельщиков наиболее подвержены радикальным взглядам. Что касается околофутбольных сообществ Украины, то национализм в них процветал еще в советское время. Я хорошо помню, что болельщики днепропетровского клуба «Днепр» уже в начале 80-х годов были настроены в духе махрового украинского национализма.

Здесь есть еще один важный момент. Управление настроениями в околофутбольной среде – это действенная технология по манипуляции массовым сознанием. Обратите внимание, что околофанатские группировки формируются главным образом только вокруг футбола. Ведь нет же фанатских группировок вокруг хоккея или конькобежного спорта, хоть эти виды спорта очень популярны. Борьба, бокс – та же самая ситуация, хотя эти виды спорта привлекают массовую аудиторию, и не только мужскую. В России эти виды спорта могут даже определенным образом влиять на электоральные процессы: посмотрите, сколько представителей бокса и единоборств у нас во властных структурах. Но ничего похожего на околофутбольные тусовки в этих видах спорта нет, несмотря на то, что борцы и боксеры образуют достаточно сплоченные группы.

Касательно действий околофанатских группировок хочу сказать следующее: никогда нельзя играть с дьяволом, заниматься провокациями. Провокация рано или поздно выйдет из-под контроля того, кто ее начал. Одна из социологических теорий гласит: система советских «воров в законе» создавалась при активном участии НКВД, чтобы держать «зону» под контролем. Но во что это вылилось в конечном итоге? Был создан особый неподконтрольный мир. Не надо создавать параллельные миры.

ВЗГЛЯД: На роликах с участием одесского «Правого сектора» видно, что большинство активистов общаются между собой по-русски, там немало людей с русскими фамилиями. С чем связан этот феномен?

ЮРИЙ МОСКОВСКИЙ: Украинские националисты с русскими фамилиями – это неофиты, набранные в основном из молодежи. Неофиты всегда наиболее радикальны. Зачем жителю Галиции лишний раз что-то доказывать? Он и так украинец. А этим надо доказывать, давать знаки по системе «свой – чужой».

Попытаюсь объяснить более понятно. Уголовники, как известно, «ботают по фене». «Феня» для уголовников – это система знаков и распознаваний. Русскоязычные украинские националисты тоже должны коммуницировать между собой на каком-нибудь языке.

Есть определенная среда, и в ней принято иной раз говорить вот так, а не иначе. Каждый существующий в этой среде показывает: я говорю вот так, потому что отношусь именно к этому коллективу, к этой группировке, которая меня защитит и за которую я тоже должен вступаться. Это комплекс детей, которые росли без отцов.

ВЗГЛЯД: «Росли без отцов» в буквальном смысле слова?


ЮРИЙ МОСКОВСКИЙ: Да. Безнадзорность, безотцовщина – это тоже особенная украинская проблема. С начала 90-х годов миллионы украинских отцов – на заработках, большая часть из них в России. Колоссальное количество одиноких матерей, которые воспитывают детей без отцов, а если отец и есть, то он всегда в отъезде. Мать, чтобы прокормить ребенка, нередко пашет на двух–трех работах. Возвращаясь к теме украинских неформальных объединений молодежи, стоит отметить также следующее: непристроенный ребенок, как правило, прибивается к какой-то группировке. Группировок со временем накопилось очень много. И ими активно воспользовались те, кто захотел внести раскол в один народ.

Наверняка многие помнят, как украинские студенты осенью 1990 года устроили на все том же Майдане сидячую демонстрацию с требованием независимости. Не думаю, что они хотели того, что произошло потом. А сейчас уровень жизни независимой Украины по сравнению с советским периодом упал в два–три раза. Население с 54 миллионов уменьшилось до 43 и продолжает снижаться, миллионы людей на заработках. Но студенты, которые в 1990 году в Киеве требовали украинской независимости, надеялись, что делают Украине только лучше.

 

Артур Приймак, Ярослав Туров

«Взгляд. Деловая газета» www.vz.ru

http://www.vz.ru/world/2014/10/10/709830.html, 10 октября 2014, 21:45