Вавилонский Талмуд.Трактат Сота
На модерации
Отложенный
Черта характера обозначается на иврите словом мида (второе значение — размер). Семантическая двузначность этого понятия наводит на размышление: очевидно, Всевышний хочет, чтобы духовные качества человека развивались пропорционально. Узнав, например, что человек — венец Творения, не следует становится высокомерным. В 5‑м листе трактата рассматривается запрет на высокомерие. Где именно сказано в Торе, что быть высокомерным запрещено? — спрашивает Гемара. Рава и рав Зеири приводят слова пророка Ирмеяѓу (13:15): “Слушайте и внимайте и не впадайте в гордыню, ибо Всевышний [так] говорил”. Рав Нахман бар Ицхак считает, что о запрете узнают из фразы книги Дварим (8:14): “И горделивым станет сердце твое, и забудешь ты Всевышнего...”. Там же написано: “Храни себя, чтобы не забыл ты Всевышнего, Б‑га твоего...” (там же, 11). Наши мудрецы учили, что любой фрагмент Торы, в котором сказано “храни... чтобы... не”, содержит в себе запрещающую заповедь (ло таасе — не делай). Следовательно, фраза “Храни себя, чтобы не забыл ты Всевышнего, Б‑га твоего...” и есть запрещающая заповедь: нельзя из-за гордыни забывать Всевышнего. Этот запрет мы учим и на примере самого Всевышнего. Он оставил все горы высокие и поместил Свою Шхину (Б‑жественное присутствие) на горе Синай, самой скромной среди других гор. Он оставил все деревья высокие, и Шхина Его засияла в кусте терновника (перед тем, как открыться Моше — см. кн. Шмот). Сказал раби Элиэзер: высокомерный стоит того, чтобы его “срубили”, как вырубали ашейру, дерево, которое использовали идолопоклонники: “...И высокомерные будут срублены, и горделивые низложены...” (Ишайя, 10:33). И написано: “...И ашейры их срубите...” (Дварим, 7:5). Говорил раби Элиэзер: высокомерный не возродится, когда наступит оживление мертвых. Наши мудрецы учили, что Царь Небесный не похож на земного человека. Человек, который высоко взлетает, видит только себе подобных и не замечает тех, кто ниже его. Небесный Царь вознесен выше всех, но видит не гордецов, а сокрушенных духом, скромных. Говорил Всевышний: “Гордец и Я не можем существовать вместе в этом мире”, “Того, чье око надменно и сердце горделиво, не потерплю...” (Тѓилим, 101, 5:6).
Говорил Хизкия: молитву не высокомерного слышат на Небесах. “И будет так: каждый рош-ходеш (начало месяца) и каждый Шаббат будет приходить всякая плоть, чтобы преклониться предо Мной”, — сказал Всевышний. Гемара ищет и находит лекарство от высокомерия. Правда, оно горьковато на вкус. Говорил раби Йоханан: слово “человек” на святом языке (иврит) — адам. А это аббревиатура слов прах, кровь, желчь; Слово басар (плоть) — тоже аббревиатура, составленная из начальных букв слов стыд, грех, обман. Высказывая свою позицию, мудрецы не имели намерения унизить человека. Они лишь напоминают, что адам — это алеф (Б‑жественная душа) и “дам” — животная. Нефеш тнуа (животная душа или иначе — двигательная) связана с кровью, Б‑жественная — с мозгом человека. Понятно: если Б‑жественная душа руководит поступками человека, отступают грех злость, обман. Согласно еврейской традиции, мир создан из четырех основ — земли, воды, воздуха и огня. Это материалистические шифры, коды неких духовных начал. Здесь обнаруживается принцип: Всевышний создал одно напротив другого. Земля — это, либо лень, либо — стабильность, постоянство в хороших делах. Вода — это страсти, которые могут быть низкими или — высокими, чистыми. Воздух — это, либо пустая болтовня, либо умные, хорошие слова (при разговоре человек выдыхает воздух). Огонь может обернуться завистью, злобой, гордыней, а может реализовываться в служении высоким духовным идеалам (душа человека — свеча Всевышнему). Говорил рав Аши: надменный, в конце концов, лишится своей гордыни. Учил раби Иѓошуа бен Леви: велики скромные в глазах Всевышнего. Человек приносит корбан ола (жертву всесожжения) и получает за нее награду Небес. За мучное приношение — своя награда. А о скромном сказано, что он получает награду, как будто бы принес все корбанот. Молитва такого человека не будет отвергнута. Тот, кто в этом мире оценивает себя со строгостью, в награду будет участвовать в завершении Планов Творца.
Комментарии