По опыту Европы

Парламент Эстонии узаконил однополые союзы
Participants of a gay pride parade march in the Estonian capital Tallinn's Old Town on Saturday, Aug. 11, 2007. Estonia saw an attack against the participants of a gay pride parade last year.(AP Photo/NIPA, Timur Nisametdinov)
Фото: Тимур Низаметдинов / AP

Эстония стала первой из постсоветских стран, где решили узаконить однополые союзы. Проект соответствующего закона, готовившийся в течение нескольких лет, принят парламентом в окончательном чтении. Когда он вступит в силу, то позволит как гомо-, так и гетеросексуальным парам регистрировать свои отношения, делить имущество и усыновлять детей. Инициатива уже получила поддержку правительства, ее также одобрили деятели культуры. Против закона выступили общественные активисты, расценившие закон как угрозу традиционным ценностям, и представители церкви.

Гражданское партнерство — как альтернатива традиционному браку, доступная, в том числе, и для геев — давно уже действует во многих странах ЕС. В некоторых из них официально узаконены однополые браки. В их числе, в частности, Голландия, Швеция, Норвегия и Дания, с прошлого года список пополнили также Франция и Великобритания.

Для Эстонии тема гражданского партнерства достаточно актуальна. В свободных отношениях, вне брака, поданным одного из инициаторов закона Имре Соояэра, живут около 170 тысяч человек — более 10 процентов населения страны. Официальный статус, по его словам, позволит им «решить множество юридических проблем».

По данным переписи населения 2011 года, за минувшие десять лет популярность официального брака в Эстонии снизилась. Доля тех, кто выбрал так называемый «свободный брак», напротив, увеличилась до 15 процентов. В том же году республика, по сведениямEurostat, стала лидером среди европейских стран по числу детей, рожденных вне брака (он составил 60 процентов). По данным на 2012 год, соотношение почти не изменилось.

В то же время легализацию однополых союзов, если верить социологам, большинство населения не поддерживает. Согласно исследованию, проведенному недавно по заказу фонда «В защиту семьи и традиций», против признания государством гомосексуальных семей выступили 67 процентов респондентов. Другой опрос зафиксировал, что около 60 процентов считают гомосексуальность неприемлемой.

Противники гей-парада, состоявшегося в Таллине 11 августа 2007 года.
Противники гей-парада, состоявшегося в Таллине 11 августа 2007 года.
Фото: Raigo Pajula / AFP

По мнению профессора социологии Тартуского университета Марью Лауристин, такое отношение связано как с религиозностью людей (против закона «О сожительстве» выступили эстонские церкви), так и с советским воспитанием старшего поколения, а также «консервативностью и патриархальностью» населения. Закон, как полагает она, может стать для общества «тестом на развитие и открытость».

Все это, безусловно, учитывали эстонские власти — принять закон, разрешающий однополые союзы, они долгое время не решались.

Провести общественные дебаты на эту тему правительство Эстонии предлагалоеще в 2005 году. «Нуждается в анализе распространение однополых браков в обществе и готовность гомосексуалистов легализовать свои партнерские отношения, в результате чего придется принять общественно-правовое решение о необходимости узаконивания однополых браков в нашей правовой системе», — отмечали министр социальных дел Яак Ааб и канцлер Маарья Мяндмаа. Принятие закона, о котором просили защитники прав ЛГБТ, допускалатогдашняя глава парламента Эне Эргма.

В парламенте, в то же время, констатировали, что поддержки большинства такой закон не получит. После выборов 2011 года опросы, проведенные среди депутатов, показывали, что отношение к однополым союзам не изменилось: большинство по-прежнему было против их легализации.

В повестке власти тема, впрочем, осталась. В 2008 году министр юстиции Эстонии Рейн Ланг заявил, что закон о партнерских отношениях будет включен в план работы. Позднее он встретился с представителями ЛГБТ, чтобы, как сообщалось, ознакомить их с «анализом относительно правового регулирования сожительства лиц, не состоящих в браке». Власти заявили, что открыты для предложений.

В 2011 году в пользу регистрации однополых союзов высказался канцлер права (в Эстонии он следит за соблюдением Конституции и выполняет функции омбудсмена) Индрек Тедер. Он обратился к министерству юстиции, рекомендовав создать для этого соответствующую правовую базу. В министерстве в итоге пообещали, что разработка закона о гражданском партнерстве начнется в 2012 году. Инициативу поддержали правящая Партия реформ, а также оппозиционные центристы и социал-демократы (последние позднее вошли в состав правящей коалиции).

Союзники Партии реформ по коалиции — партия IRL («Союз Отечества и Res Publika») — выступили против.

Канцлер права Эстонии Индрек Тедер
Канцлер права Эстонии Индрек Тедер
Фото: Kristjan Kalve / Wikipedia

Проект закона появился в 2012 году, однако принимать его власти не спешили. Весной 2014 года, после долгих споров, документ был внесен в парламент. Тогда же его одобрило эстонское правительство.

Законопроект «О сожительстве» предусматривал, что гомосексуальные (и гетеросексуальные) пары смогут официально зарегистрировать внебрачные отношения. Это хотя и не уравняет их по статусу с людьми, заключившими официальный брак, однако позволит, в частности, регулировать имущественные вопросы. Они также смогут — с определенными ограничениями — усыновлять детей: если у одного из партнеров есть ребенок, то второй сможет этого ребенка усыновить. Прав на усыновление чужих детей у таких пар не будет.

Точное число геев в Эстонии неизвестно. В ходе переписи 2011 года лишь около 400 человек признали, что живут с партнером одного пола. Весной 2014 года один из эстонских депутатов заявил, что тема однополого партнерства «от силы касается пяти процентов популяции чисто биологически и психологически — 10 процентов». Ассоциация ЛГБТ Эстонии при этом утверждала, что уже среди школьников доля геев и лесбиянок составляет от пяти до десяти процентов.

С существованием однополых пар государству приходится считаться. Несколько лет назад, в частности, лесбийская пара, проживающая в волости Виймси (на севере Эстонии) и воспитывающая троих детей, обратилась к местным властям за пособием. Пособие причиталось семьям с тремя и более детьми (в волости его получали, в том числе, и люди, живущие в гражданском браке), но местные власти женщинам отказали, сославшись на то, что их союз не соответствует общепринятому понятию семьи. Паре, однако, удалось оспорить это решение в суде: там, как рассказал юрист Реймо Метс, пришли к выводу, что под семьей может пониматься и однополый союз.

В парламенте, представляя законопроект о гражданском партнерстве, ссылались, в том числе, на интересы детей, рожденных вне брака. «В Эстонии есть очень много однополых пар, где растут дети, и эти дети находятся в самой незащищенной ситуации, потому что не дай бог что-то случится с одним из родителей, и сразу может возникнуть целая куча проблем», — заявила депутат от Центристской партии Ольга Сытник. Схожую позицию заняли представители Эстонского центра по правам человека.

Против законопроекта выступили эстонские церкви. Еще в 2012 году, когда документ только обсуждался, совет церквей (в него входят, в частности, Эстонская евангелическо-лютеранская церковь и Эстонская православная церковь Московского патриархата) обратился к министру юстиции. Авторы обращения заявили, что «гомосексуальный образ жизни в любой его форме — грех перед Всевышним, а грех и порок нельзя акцептировать на законодательном уровне».

Гей-парад в Таллине, 12 августа 2006 года.
Гей-парад в Таллине, 12 августа 2006 года.
Фото: Toms Kalnins / AP

Представитель евангелическо-лютеранской церкви Архо Тухкру, комментируя планы властей, отметил, что многие в Эстонии выступают против законопроекта, а сам документ не способствует «объединению народа». Настоятель храма святого Николая (православной церкви Московского патриархата) Игорь Прекуп, в свою очередь, заявил, что воспитание детей гей-парами недопустимо.

«Поскольку также рассматривается возможность отдавать беззащитных детей на воспитание людям, для которых извращение — норма, то должен сказать, что это — преступление, за которое ответственен каждый, кто против этого не протестует (я уж не говорю о тех, кто поддерживает)», — объявил священник. Позднее православная церковь, подтверждая неприятие законопроекта, организовала в Таллине молебен в защиту семейных ценностей.

Параллельно с этим кампанию против регистрации однополых союзов развернул фонд «В защиту семьи и традиционных ценностей». Он организовал рассылку соответствующей петиции. Как сообщалось, в письмах, которые получили многие жители республики, утверждалось, что законопроект, подготовленный властями, ведет к «деградации общества». Петицию в итоге подписали несколько десятков тысяч человек. Позднее, когда законопроект все же поступил на рассмотрение парламента, в Таллине состоялась массовая акция протеста.

Изменить ситуацию противники законопроекта, впрочем, не смогли. В начале октября в его поддержку вновь высказалось эстонское правительство (там указали на важность толерантности и заявили, что «если не примем этот закон, общество откатится назад»). Спустя неделю после этого проект закона прошел второе и третье чтение. Вступить в силу он должен с 2016 года.