О том как австрийцы заглядывают в "опу понаехавшим мусульманам в их страну

На модерации Отложенный
 
 
Мусульмане в Австрии
 
Мечеть Австрии  
 

На сегодняшний день в Австрии проживает полмиллиона мусульман, что составляет около 6% населения страны. В Вене последователи ислама являются второй по численности общиной верующих после католиков. Однако, несмотря на то, что в стране ислам признан одной из официальных религий, его приверженцы не имеют ни одного выходного в религиозные праздники, в отличие от представителей других религий. В связи с этим австрийские мусульмане обратились к властям страны с требованием узаконить выходные в два исламских  праздника – Ид аль-Фитр и Курбан Байрам, по примеру страстной пятницы для протестантов и пятидесятницы для католиков. В свою очередь правительство Австрии к данным требованиям отнеслось весьма неоднозначно.

Так, несмотря на то, что со дня принятия закона, признающего ислам на государственном уровне, прошло более ста лет, отношение к приверженцем данной религии в стране варьируется. Напомним, что закон был принят в 1912 при императоре Франце Йозефе в результате аннексии Австрией Боснии и Герцоговины. Первоначально он касался лишь последователей ханафитского мазхаба - одной из четырех основных правовых школ суннитского ислама. Позже положения законы были расширены и охватывали также последователей других направлений суннитского и шистского ислама, во всей полноте представленного сегодня в мусульманской общине Австрии. 

Стоит отметить, что закон, принятый при Габсбургах, называют символом толерантности. Он дает мусульманам те же самые права, что и верующим других официально признанных в стране конфессий и религий - католикам, лютеранам, иудеям и буддистам. Со своей стороны австрийские мусульмане говорят о законе как об уникальном акте. Он гарантирует им всесторонние права, включая религиозное образование в государственных школах. В частности, выступая в венской ратуше глава исламской общины страны Фуат Санак говорил о законе, как о примере для остальной части Европы. Ислам в Австрии, по его словам, большинство населения восприняло "как богатство, а не как опасность". В свою очередь член венского городского совета Омар аль-Рави убежден, что "Австрия в ее отношении к исламу является моделью для всей Европы, но австрийские мусульмане по- своему также представляют собой европейскую модель", поскольку считают себя австрийцами.  

Однако в современном австрийском обществе с ростом терактов, совершенных радикальными группировками, имеющими мало общего с приверженцами классического ислама, в стране вырос процент недоверия к мусульманам среди простого населения. Так, по итогам опроса, проведенного Институтом общественного мнения IMAS, 54% жителей Австрии видят в исламе угрозу для себя, а почти три четверти не верят в возможность интеграции мусульман в австрийское общество. Однако фактически показатели  криминальной статистики по террористической деятельности среди мусульман Австрии крайне низкие. Согласно Отчету по защите конституции Австрии (RPCA), только в 2010 году 1040 случая экстремистский действий было совершено ультраправыми, что на 31% выше прошлогодних показателей. И в течение последних лет эти показатели только увеличиваются. Говоря о пропаганде ультраправых, министр внутренних дел страны Микл-Лайтнер отметила, что неонацисты все чаще работают в социальных сетях в интернете, а также на различных дискуссионных он-лайн площадках. В тоже время большинство австрийских мусульман ведут законопослушный образ жизни. Со своей стороны Национальная организация австрийских мусульман только за первые десять лет своего развития (1979–1989 гг.) улучшила диалог между представляемым сообществом и государством, чем внесла весомый вклад в интеграцию мусульман в австрийское общество.

Что касается выходных дней в важные для верующих людей даты, то законодательство Австрии предусматривает 13 официальных праздников, из которых 10 – церковные. Дополнительные выходные предусмотрены для евангелической церкви в Страстную пятницу, для старокатолической церкви и для иудеев в Йом кипур. Причем последний считается выходным днем лишь в отдельных землях страны. Исламские же праздники ни в одном из местных законов не отмечены. 

Таким образом, на данный момент местные мусульмане не имеют официального права брать выходной во время исламских праздников. Предоставить им такую возможность может только работодатель по своему усмотрению. При этом школьники-мусульмане по закону имеют право пропустить занятия в праздничный день.

Министерство образования, искусства и культуры Австрии рекомендует мусульманским учащимся не ходить на уроки во время Курбан Байрама и Уразы Байрама.

Со своей стороны Общество мусульман Австрии достаточно давно уже выступает с предложением узаконить мусульманские выходные. "Мусульмане, так же как и исповедующие другие религии, должны иметь возможность проводить свои праздники в кругу семьи", – считает президент Общества мусульман Австрии Фуат Санач. "Вот уже более ста лет ислам признан одной из официальных религий в Австрии, и было бы логичным, что его праздники также будут законодательно объявлены выходными", - уверен он.

Глава одной из крупнейших исламских организаций Австрии Фуат Санач также выступает за то, чтобы мусульмане могли во время своих религиозных праздников брать выходные. "Невозможно молиться во время больших праздников и постоянно следить за временем, боясь опоздать на работу", - отмечает он. По мнению главы общины, это помогло бы процессу интеграции мусульман в австрийское общество. В связи с этим австрийские мусульмане предложили сделать выходными два дня: в Курбан Байрам и в Ураза Байрам.

Как известно, Ураза Байрам — один из главных дней исламского календаря, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца рамадан. Традиция празднования дня разговения ведёт своё начало со времён пророка Мухаммеда, с 624 года. Через 70 дней после этого важного для мусульман дня наступает Праздник жертвоприношения ли Курбан Байрам. Он приурочен к окончанию хаджа и отмечается в 10-й день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения пророка Ибрахима.

Со своей стороны местные политики поддерживают идею выходных дней, но затягивают с ее реализацией. При этом инициативу австрийских мусульман поддерживают и представители других религиозных общин страны. Еще в 2011 году известный евангелический епископ Михаэль Бюнкер высказался за то, чтобы объявить основные исламские религиозные праздники выходными. В поддержку данного закона выступает и местная иудейская община. По словам руководителя Иудейского культурного центра Вены Раймунда Фастенбауэра, до сих пор просьбы его общины о предоставлении узаконенных выходных разбивались о противодействие со стороны Торговой палаты Австрии.

Со своей стороны профессор Женевского Университета и известный арабский богослов Тарик Рамадан отмечает, что во всех европейских странах воскресенье - выходной день. Между тем, это религиозная традиция, восходящая к христианству и иудаизму. Профессор также отмечает, что культурные нормы  сильно привязаны к религиозным традициям. "Мы не можем отделить культуру от религии. При этом в исламе есть место и единению, и многообразию. Вы можете быть носителем австрийской культуры и при этом быть мусульманином по вероисповеданию, и в этом нет никакого противоречия, потому что это заложено в правовой традиции ислама", - считает ученый.

Стоит отметить, что вопрос о выходных в религиозные праздники мусульмане Австрии подняли на волне повышенного внимания к аналогичному вопросу в Германии. Ранее председатель Центрального совета мусульман Германии Айман Мазиек обратился к властям с просьбой предоставить последователям ислама, которых в Германии около 4 миллионов, два выходных дня в мусульманские праздники. По его мнению, "это стало бы важным политическим посланием мусульманам, подчеркивающим толерантность общества и способствующим лучшей интеграции". Глава мусульман Германии предложил выделить мусульманам по одному свободному от работы дню в праздник окончания Рамадана и в Курбан Байрам. При этом он предлагает сделать эти два дня выходными исключительно для мусульман, чтобы коллеги, принадлежащие к другим религиям, могли продолжить работу. В свою очередь, мусульмане, могли бы выходить на работу в пасхальный выходной, когда местные католики и протестанты отдыхают. По мнению Аймана Мазиека, данный шаг способствовал бы успешной интеграции мусульман в немецкое общество. Однако эта идея не вызвала поддержки у федеральных властей. Политики заявили, что в Германии в этом нет необходимости, так как в стране нет "исламской традиции".

Таким образом, несмотря на большое количество исповедующих ислам в странах Европы, у мусульман по-прежнему нет равных прав с представителями других религиозных конфессий. На этой почве рождается множество конфликтов и противоречий. Поэтому, вероятно, наиболее правильным решением выхода из сложившейся ситуации является следующее. Властям стоит определить количество выходных дней в году, которые работник может взять в связи со своими религиозными праздниками. При этом за каждым гражданином остается право решать, какие именно праздники для него имеют первостепенное значение. Такое компромиссное решение позволит устранить дискриминацию на работе по религиозному признаку, а значит, и снизить общую напряженность в европейском обществе, вызванную угрозой террористических группировок.