Сетецентрическая война

В последнее время все чаще стал употребляться термин «Сетецентрическая война». В МП я нашел статью на эту тему Сергей КСВ НАС ЖДУТ СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ но я решил рассмотреть это вопрос более подробно и постараться «перевести « на русский язык.

Сетецентрическая война — концепция, ориентированная на повышение боевых возможностей перспективных формирований в современных войнах и вооруженных конфликтах, за счет достижения информационного превосходства, объединения участников боевых действий в единую сеть.

Какой в этом смысл? Давайте разбираться. СВ (для простоту именно так я буду использовать термин сетецентрическая война), предусматривает, в самом общем смысле, следующее.  как систему, состоящую из трех решеток-подсистем: информационной, сенсорной (разведывательной) и боевой. Основу этой системы составляет информационная решетка, на которую накладываются взаимно пересекающиеся сенсорная и боевая решетки. Информационная решетка-подсистема пронизывает собой всю систему в полном объеме. Элементами сенсорной подсистемы являются "сенсоры" (средства разведки), а элементами боевой решетки - "стрелки" (средства поражения). Эти две группы элементов объединяются воедино органами управления и командования.

Взаимоотношения между всеми элементами подсистем и самими подсистемами достаточно сложные и многоплановые, что позволяет, например, "стрелкам" поражать цели сразу по получении информации от "сенсоров" или по получении приказа от органов управления, или в некоторых случаях самостоятельно. И что тут принципиально нового? Да то, что рушится вся командно – штабная иерархия разработки и принятия решения на ведения боевых действий от вышестоящего штаба к низшим и от них к исполнителям. При данной схеме, практически вся информация о противнике, имеемая в Генеральном штабе дублируется до единичного средства огневого поражения. И наоборот, то что видит в свой боевой перископ водитель – наводчик танка, мгновенно отражается на информационных мониторах ГШ.

 

 Хорошо это или плохо? Давайте представим модель использования вооруженных си с использованием классической иерархии. Сначала собирается разведывательная информация, которая, проходя через фильтры различных штабов и разведорганов попадает на рассмотрение Командующему. Тот, «нарезает» своим направленцам задачи и ставит срок выработки решения для утверждения. Что в это время делают огневые расчеты и силы, развернутые в месте предполагаемых боевых действий? Вернее, что они знают? Да практически ничего, кроме того, что лежит в оперативном радиусе их действия. Они ждут команды. А противник, в то время, когда вырабатывается решение на его уничтожение, производит перегруппировку, насыщение огневыми средствами или, наносит контрудар. Именно для избежания состояния неопределенности и происходит массированное наращивание сил и средств в месте предстоящей операции. Особенно, если уже выбрано направление главного удара. Поэтому, для гарантированного подавления противника при ведении наступательных действий и необходимо минимум пятикратное превосходство в силах.

А если использовать сетецентрическую решетку и привлечь к планированию удара, определению главного удара всю цепочку штабов параллельно, а при необходимости, даже отдать право на принятие решения командиру огневого расчета? Вы представляете какой это выигрыш во времени?

Кроме того, если иметь в режиме он лайн постоянную информацию о состоянии развернутых группировках противника, можно отказаться от массированных по сосредоточению сил ударов и перейти на точечные, с концентрацией преимущества на отдельных «узловых точках» обороны противника.

В военно-практическом смысле, "сетецентрическая война" позволяет перейти от войны на истощение к более скоротечной и более эффективной форме, для которой характерны две основных характеристики: быстрота управления и принцип самосинхронизации.

Быстрота управления, в представлении американских экспертов, подразумевает три аспекта:

1. Войска достигают информационного превосходства, под которым понимается не поступление информации в большем количестве, а более высокая степень осознания и более глубокое понимание ситуации на поле боя. В технологическом плане все это предполагает внедрение новых систем управления, слежения, разведки, контроля, компьютерного моделирования.

2. Войска благодаря своим информационным преимуществам претворяют в жизнь принцип массирования результатов, а не массирования сил.

3. В результате таких действий противник лишается возможности проводить какой-либо курс действий и впадает в состояние шока или подвергается разгрому.

Очень важным, если не основным компонентом живучести данной системы является принцип Самосинхронизации. Этот принцип пришел из теории сложных систем. В соответствии с этой теорией, сложные явления и структуры в наилучшей степени организуются по принципу снизу вверх. Другими словами, под самосинхронизацией американскими специалистами подразумевается способность военной структуры самоорганизовываться снизу, а не изменяться в соответствии с указаниями сверху. (Обратите внимание, это самое важное). Организационная структура частей и подразделений, формы и методы выполнения ими боевых задач, как ожидается, будут видоизменяться по усмотрению командира на поле боя, но в соответствии с потребностями вышестоящего командования.

Этот принцип противоречит традиционным основам централизованной иерархической военной организации, основанной на подчинении директивным указаниям сверху. Сломать такую систему сложно, ибо это требует изменения не только в организационных формах и методах управления, но и (что самое важное и одновременно - самое сложное!) в менталитете начальников и подчиненных. В первую очередь это касается ВС Российской Федерации. Любой, кто служил в штабе любого уровня, подтвердит мои слова. В последнее время иерархия только усиливается. Самостоятельность в принятии решений, выдачи каких – либо рекомендаций, мягко говоря, не приветствуются. И это, кстати, может служить очень большой угрозой в грядущей войне.

Применение системы самосинхронизации позволяет достичь превосходства над противником в скорости и внезапности действий. Исчезают тактические и оперативные паузы, которыми противник мог бы воспользоваться, все процессы управления и сами боевые действия становятся более динамичными, активными и результативными. Военные действия приобретают не форму последовательных боев и операций с соответствующими промежутками (паузами) между ними, а форму непрерывных высокоскоростных действий (операций, акций) с решительными целями.

"Сетецентрическая война" может вестись на всех уровнях ведения военных действий - тактическом, оперативном и стратегическом. Принципы ее ведения никоим образом не зависят от географического региона, боевых задач, состава и структуры применяемых войск (сил).

С технической точки зрения, в основу концепции "сетецентрической войны" положены стандартизация, унификация и комплексное внедрение новейших информационных технологий, что позволяет создать единое информационно-коммуникационное пространство. В результате единая сеть средств разведки, связи и органов управления увязывается с сетью средств поражения и сетями боевого и тылового обеспечения.

Все эти сети сводятся в единое информационно-коммуникационное пространство, функционирующее в реальном масштабе времени, что позволяет войскам действовать намного эффективнее, быстрее и результативнее.

Основу информационно-коммуникационного пространства войны будущего составляет GIG - так называемая "Глобальная информационная решетка" (ГИР), представляющая собой мощную группировку разведывательных, коммуникационных и навигационных космических летательных аппаратов США на околоземной орбите.

Именно ГИР связывает воедино все силы и средства вооруженных сил США и их союзников по НАТО и обеспечивает их всей информацией, необходимой для ведения войны. В результате, реальная "картинка" боя, происходящего в джунглях Амазонки или песках Ближнего Востока, мгновенно высвечивается на экранах военных компьютеров на другом конце света в Вашингтоне. И именно поэтому, обеспечение боевой устойчивости информационно- коммуникационного пространства и будет составлять основную боевую задачу вооруженных сил государств и блоков, обладающих данной системой. По сути, это глобальный, высокозащищенный интернет, способный проникать во все уголки Земного шара….

 

Благодаря созданию единого информационно-коммуникационного пространства достигается информационное превосходство (информационное доминирование) на поле боя, что позволяет во много раз эффективнее и оперативнее реализовать боевой потенциал группировок войск (сил) в ходе военных действий. Появляется возможность упреждать противника на всех этапах подготовки и ведения боевых действий. Противная сторона лишится возможности предпринять хоть какие-либо ответные шаги и, в конечном счете, как считают западные специалисты, впадет в состояние полного шока. Причем, что не маловажно, можно вести боевые действия используя меньшие группировки.

В принципиальном смысле такая ситуация представлена ниже. Естественно, такая схеме очень условна и отражает лишь принципиальную суть проблемы - повышение эффективности действий сторон при сокращении подготовительного периода операции.

 

Выигрыш во времени, практически, означает, выигрыш в войне. Именно так вермахт разгромил многократно превосходящие силы Красной Армии летом 1941 года. Да, конечно, тогда речь о информационно – коммуникационном поле в его сегодняшнем понимании даже не шла, но и тогда связь и скорость передачи информации решения, решали практически все.

Насколько реален такой вывод, позволяет судить элементарное сравнение различных технических средств передачи информации на поле боя - стандартного полевого телефонного аппарата ТА-57 и современного персонального ноутбука ITRONIX GoBook MR-1, состоящего на вооружении американской армии. Если при использовании телефона процесс передачи координат цели является серьезной проблемой, то при использовании единой информационной системы это решается мгновенно: цели синхронно отображаются на экранах всех компьютеров, объединенных в единую сеть. Даже сегодня всем знакомая коммерческая система GPS обеспечивает точность привязки к местности равную 1,5 метрам. С учетом того, что вся территория планеты американцами оцифрована, появляется возможность с высочайшей точностью определять не только свои координаты, но и местоположение противника.

 

 

И в заключении нам осталось рассмотреть пример проведения агрессии вероятного противника против Российской Федерации. Судя по всему, она будет проходить в два этапа.

 

На первом этапе будут наноситься высокоточные воздушно-космические удары на всю глубину территории страны. Военные возможности США позволяют им применять до 1 тыс. крылатых ракет в сутки. И это - не считая авиации ВВС и ВМС.

В качестве целей для поражения будут выбраны критически важные объекты государства-жертвы. Списки приоритетов объектов поражения составляются уже в мирное время, исходя из концепции так называемых "пяти колец полковника Уордена", которая рассматривает противника в качестве системы, состоящей из пяти радиальных колец. В центре - политическое руководство, затем следуют система жизнеобеспечения; инфраструктура; население и, лишь в последнюю очередь, вооруженные силы. Кстати, именно по этой схеме строилась агрессия НАТО против Югославии в 1999 году.

 

Одновременно противником будут осуществляться массированные и скоординированные операции информационной войны:

Психологические операции;

Электронное подавление и уничтожение системы государственного, экономического, финансового и военного управления, связи, разведки и РЭБ;

Наступательные компьютерные операции.

Целью первого этапа агрессии будет полная дезорганизация системы государственного, экономического, военного управления; "ослепление" системы разведки и ПВО страны; деморализация населения, паника и шок; дезорганизация военных мероприятий государства-жертвы. Кстати, именно на этом этапе через информационную решетку будут проводиться мероприятия информационной войны.

Второй этап агрессии - наземное вторжение, которое начнется только тогда, когда цель первого этапа будет достигнута и если это будет признано необходимым! По сути, это будет зачистка местности.

Характерной особенностью второго этапа агрессии явится то, что группировки войск противника НЕ БУДУТ вести классические военные (боевые) действия. Они будут всемерно стремиться к тому, чтобы исключить даже саму возможность вступления в бой. Характерные черты этого этапа агрессии:

Противник будет опережать нас на всех этапах: сбора, оценки информации, принятия решения и действия.

Не будет сосредоточения, выдвижения войск, развертывания в боевой порядок, собственно атаки, преследования или отхода на новые рубежи.

Не будет рубежей, полос, не будет флангов, фронта и тыла.

Противник будет иметь абсолютное информационное доминирование на поле боя - видеть каждого нашего солдата.

Жесткая иерархическая система военного управления сменится гибкой сетевой: подчиненные войска получат свободу в выборе методов действий, а организационно-штатная структура войск будет постоянно меняться, "приспосабливаться" к требованиям обстановки.

Широкое использование тактических наземных и воздушных робототехнических комплексов, которые будут "ползать" в нашем тылу, уничтожая оставшиеся очаги сопротивления. По планам Пентагона, уже к 2015 г. треть всех боевых машин на поле боя будет представлять собой роботов.

И, честно говоря, я не вижу на настоящий момент, чем сможет ответить Россия. О создании подобной системы нам говорить пока еще рано. Радует то, что ВС РФ в последние годы отрабатывают варианты переброски крупных военных формирований на угрожаемые направления. Но, пока этого мало. Пока даже наш ГЛОНАСС в не в состоянии в полном объеме заменить GPS. В ВС РФ не изжита старая иерархия вышестоящих штабов, более того, созданная супергромоздская система четырех военных округов не сможет выдержить темпов и скорости современной войны. Она и сейчас то задыхается, с трудом функционирования. Россия стоит на пороге большой войны. И, если она действительно начнется, мы должны быть готовы к ней. США пока еще не готова вести сетецентрицеские войны в полном объеме. Пока наращивается информационно – коммуникационная система, у нас еще есть время. Но, думаю, не более того….

Кстати, на Украине, на мой взгляд, отрабатываются элементы СВ. Именно поэтому там и нет явно выраженных фронтов и армейских группировок. И надеюсь, что Россия в этой войне является не просто наблюдателем, но делает выводы, меняется и готовится к войне.