Социальность экономики
Социальность экономики
Экономики «вообще» не существует в принципе, поскольку «вообще» существует только природная данность, развивающаяся по своим природным закономерностям, от человека независимым и, следовательно, доступная ему для изучения, как это самое «вообще».
Поэтому любые экономические модели – это некоторые частности, придуманные человеком, для собственного понимания, в первую очередь социальной жизни, как средство поиска «места под солнцем», отличающегося от индивида к индивиду в силу имеющихся между ними различий.
В этом отношении экономика всегда социальна и не может рассматриваться в отрыве от конкретного социума или совокупности различных социумов, связанных теми или иными социально-личностными отношениями. (Гравитационные и иные известные типы природных взаимодействий, как отношений между объектами, во всех социумах одинаковы и на экономику не влияют).
Таким образом, рассмотрение экономики вне остальных социальных отношений – это некоторая абстракция, отражающая несовершенство человеческого мышления.
Что включает в себя экономика на объектном уровне
- природное сырье (без него никуда - Творить из Ничего не умеем)
- членов социума - работников, которые «взаимодействуя» с сырьем, каким-то образом его преобразовывают
- членов социума – потребителей, которые это преобразованное сырье потребляют для обеспечения своего существования
Все остальное имеет опосредованное отношение к экономике, если её рассматривать как отражение способа существования (в материально-производительном аспекте) социально-личностных объединений людей.
С чисто индивидуальным (общинно-индивидуальным) натуральным хозяйствованием все достаточно очевидно (но его, в принципе, также необходимо учитывать в общем балансе экономики и экономических отношений).
Объекты экономики, выстраивают между собой определенные отношения для обеспечения собственного существования, проявляя свой субъективизм, и свою социальность.
Таким образом, активный субъект (работник и потребитель) экономики – это её движущая сила, без которой ни какой бы экономики не было, а имело место чисто природное физическое взаимодействие между объектами.
Поэтому основным предметом рассмотрения любой экономики должен быть активный субъект её и реализующий на практике, вступая в не или иные отношения и взаимодействия. Все остальные материальные объекты только задают те или иные граничные (материально-физически обусловленные) условия для рассмотрения субъект-субъектных отношений, в том или ином конкретном социуме и между социумами.
Отсюда личностный субъективизм является определяющим фактором любой экономики по существу.
Какими параметрами может характеризоваться личностный субъективизм применительно к экономике, как проявлению способа существования человека (в его социальности) в материальной сфере его существования?
Личностный субъективизм вытекает из устройства и функционирования сознания личности и имеет определенные отличия от одной личности к другой. Поэтому игнорировать эти различия при рассмотрении экономики – все равно, что «вилами по воде писать».
Параметрами, которыми можно характеризовать личностный субъективизм в его проявлении в практике существования и экономике, описывающей это проявление, является личностная мотивация и личностные интересы, неотъемлемо связанные с каждым конкретным субъектом. Навыки, умения, возможности – это все результат проявления этих двух основных параметров, характеризующих субъектную обособленность.
Применительно к экономике
Мотивация – это «импульс» к конкретной деятельности, для достижения некоторой формализованной цели, лежащей в диапазоне «от физического выживания» до неограниченного материального обогащения «всего и всем».
Интерес – это управляющий «посыл», исходящий из личностного понимания происходящего и путей нахождения в нем комфортного для себя места, как направленность Как последовательность, имеющая определенное «русло» личностного существования, в котором желательно находиться (если оно найдено, или найти это русло, соответствующее набору личностно придуманных критериев, по соответствию которым и ведется поиск )
Таким образом, именно личностными интересами обусловлено (занимаемое или как поиск) место в экономических отношениях, в первую очередь, и социально-экономическом процессе во вторую. (Как допустимые и достаточные условия личностного существования)
Современная экономика имеет секторную структуру
- денежно-финансовую и материально-производственную.
Откуда они взялись?
Изначально, любой производитель чего-либо, в ракурсе социально-экономических отношений, ориентировался на потребности окружающих (в меру личностного понимания, конечно) – и всю его деятельность определяли интересы потребителя. А общество, в целом, функционировало взаимообразно, в меру сил и возможностей в него входящих, для удовлетворения их материальных потребностей, в первую очередь (в силу необходимости выживания) и их потребности трудиться и развиваться таким образом (в силу личностного интереса к той или иной деятельности и личностному совершенствованию) во вторую.
Для обеспечения удобства этого процесса, в силу разрастания масштабов социума (социумов, взаимосвязанных тем или иным образом) задействованного в этом процессе были придуманы деньги, как некоторый универсальный (количественный) эквивалент, для опосредованного обмена материальными объектами, в том числе, полученными в результате трудовой деятельности отдельных личностей.
В результате чего, в экономическом процессе появился новый класс (социальный слой) участников, обеспечивающий производство этих самых денег, содержание которого на себя взяли производители и потребители.
Таким образом, целостно-законченный процесс производства-потребления (как отражения способа существования в экономическом аспекте) оказался, в той или иной мере разорванным, и интересы потребителя перестали быть абсолютно довлеющими (как цель и назначение этого процесса).
Причем и интересы производителя тоже не стали являться определяющими.
Таким образом, средство, придуманное для удобства, сформировало социальный слой, который стал довлеть на собственно экономическим процессом, ничего реально необходимого для существования, в него не привнося. Экономические отношения перестали быть чисто экономическими, каковыми они являлись изначально, а превратились в более широкие межличностные (со множеством оттенков, к производству и потреблению напрямую не относящихся).
Экономика стала – другой по существу.
К настоящему времени, по мере нарастания таких новых звеньев и социальных групп «участвующих», во все время претерпевающей изменения (этой самой новой) экономики, образовался ряд секторов, интересы которых лежат вне сферы, непосредственно материального обеспечения существования человека, и не связываемые в целостную цепочку, в силу их качественных различий.
– Экономики (в её изначальной сути) – не стало. Поскольку, есть интересы потребителей, которые мало кого волнуют по существу, хотя все, так или иначе, являются потребителями.
И единственный общий интерес, объединяющий людей в этот «псевдо-экономический» процесс стал интерес к денежным знакам (или их иным надуманным эквивалентам).
В результате чего во главу угла встал «производитель» денег и их суррогатов, имеющий возможность самостоятельно определять сколько, кому и чего из них давать, полностью довлея над реальной экономикой, удовлетворяющей потребности субъектов в материальных благах. А основным мотивационным импульсом стала прибыль этих денежных знаков в собственном кармане.
Постоянное увеличение денежных знаков, как самоцель, все больше затягивает в сферу его обслуживания все новые и новые слои населения. Таким образом, экономика превратилась в денежную экспансию, которая создает больше хлопот (причем для всех, поскольку все так или иначе остались потребителями) чем удобств, ради которых и были придуманы деньги.
Собственно интересы потребителя теперь выпали из целей этого процесса – «не можешь, научим, не хочешь заставим», поскольку «деньги решают все», и если вы почему – либо отказываетесь что-то потреблять – «тогда мы идем к вам».
Экономии – не стало (в принципе), и то что считают «якобы экономисты» – это манипуляции с цифрами, от которых потребителю «не жарко, не холодно» (это даже не прогноз погоды 50 на 50 – будет ли дождь).
Политики, оседлавшие (или пытающиеся оседлать) этот процесс, занимаются поиском сдержек и противовесов, что равносильно болтанию «известно чего» в проруби, удовлетворяя, таким образом, собственные интересы к экономике отношения не имеющие.
Хорошо бы вернуть экономику к исходному состоянию, чтобы столько народу не «занималось толчеёй воды в ступе», «прожигая» собственную и чужие жизни попусту.
Для этого, во главу угла экономики, необходимо поставить реальные экономические (в натуральном выражении) интересы потребителей, а не их имитацию кем-то нарисованными картинками.
Поскольку число занятых в сфере имитации удовлетворения интересов потребителя все возрастает, то в сфере реального экономического процесса остается все меньше населения, которое, утратив окончательно навыки к этому труду, скоро забудет как, что и из чего делать… а сфера услуг и управления, сама по себе, никого не накормит.
Таким образом, нынешняя «экономика» - по сути – «игра в экономику», из которой исключена собственно экономика. За игровым столом «сидят» социальные группы с весьма непересекающимися экономическими интересами и зачастую весьма различным материальным статусом.
- «производители» денег
- «производители» денежных суррогатов
- производители чего-нибудь материального, что можно обменять на деньги, чтобы участвовать в игре
- управленцы разных мастей, занятые перераспределение денег (по указке или пытающие играть свою игру)
- власть (от местечковой до верховной) пытающаяся командовать процессом перераспределения денег (не забывающая себя любимую в этом процессе)
- «толкачи» разного профиля (от рекламщиков до «промывателей мозгов»), запускающие в игру все новые и новые элементы, могущие случить суррогатом денег
- «экономисты» следящие за игрой и сообщающие (по своему разумению) «как карта легла»
- непосредственные потребители-работники, которым отведена роль «слепого дурака».
(Есть, конечно, и «влиятельное закулисье» манипулирующее с правилами игры, игровым полем и «нашептывающее» игрокам – что делать, находясь «над игрой».)
Выигрывают, конечно, шулера, организовавшиеся в те или иные группы по личностным мотивам.
Все сидящие за столом, настолько увлечены игрой (включая тех кто мнит себя хозяином стола, собирая с игры дивиденды, и пытаясь господствовать над игрой) тем не менее, находятся «под властью» и в русле природных закономерностей, заключающихся в циклической изменчивости всего происходящего.
«Стол и игроки» «перемещаются», и результатом невнимания к этому природному процессу, в весьма обозримом будущем «вся эта играющая шарашка», со всеми прибамбасами, рухнет «в пропасть», и все вернется «на круги своя» – к натуральному хозяйству, экономика которого – это грамотное управление хозяйством, с целью выживания. А уж, с помощью войны или путем вымирания, или полной деградацией личностей, занятых в этой игре, «с точки зрения» Природы – это такая мелочь, что не идет ни в какое сравнение даже с таким обыденным по природным меркам событием – как «взрыв сверхновой».
Но этот процесс – процесс перехода к экономике по существу можно совершить «пока не поздно» - выйдя из-за игрового стола.
Можно организовать законченные производительно-потребительские цепочки по необходимому, а затем достаточному материальному обеспечению социально-личностного существования.
Где каждый в них участвующий, выполняет ту или иную общественно-полезную (в реальных материальных интересах потребителя) функцию и получает эти материальные блага (при контроле и учете) по карточке потребителя минуя денежные расчеты.
Начисления на карточки производятся в расчетно-номинированных трудоднях, в своей совокупности и обеспечивающие целостность и законченность таких цепочек, как отражение трудовых и умственных усилий в них входящих.
Управленцы любого уровня, задействованные в этом процессе должны организовать свой участок таким образом, чтобы функциональность таких цепочек не нарушалась, в противном случае они покидают «управляющее кресло».
Власть, формирующая задания для этих цепочек, исходя из реальных данных по потребителям и процессу производства-потребления, в случае недовольства большинства в масштабах социума потребителей также покидает «свое кресло».
Желающие же дальше играть с денежными знаками выводятся в отдельный сектор «шулерской конкуренции» на основании имеющихся сугубо у них личностных ресурсов, которыми они и могут делать ставки – «и пусть победит сильнейший» - если для них «жизнь – игра» и ничего более.
А население, для которого важны не только игровые интересы, может перейти от «парадигмы игры» в парадигму «разумности и развития», как жизне организующее начало в масштабах социума «с прицелом на завтрашний день» (на что и направить творческие личностные усилия, а не выдумывать все новые шулерские приемы или как извести остальных игроков и «захапать банк» - денежную пустышку по своей сути),
Реальная экономика базируется на трех основных показателях
- качество (как полезность для большинства потребителей)
- снижение затратности производства (количество расчетно-нормированных трудодней доля получения готового к потреблению продукта, с учетом его дальнейшей утилизации)
- повышение надежности (поддержание минимальными затратами изначального качества в процессе потребления)
Остальные показатели от ВВП до курса валют – лукавство сегодняшних игроков, находящихся под контролем организаторов игры, и желающих занять место Господа на Земле, не имея к тому никаких реальных оснований, кроме собственных хотелок (от личностной ограниченности в понимании реальности).
Комментарии
- чем и подтвердаете социальность в её субъективизме.
С уважением