Около недели назад студенты нескольких крупных университетов в Гонконге вышли на улицы с массовым протестом, направленным против политики центральных властей Китая. Поводом для митинга, переросшего позже в настоящее восстание, стал отказ пекинской администрации проводить свободные демократические выборы в районе, бывшем некогда британской колонией и вошедшем в состав Китая на условиях определённых политических преференций. До выходных митинг был мирным, однако в субботу полицейские впервые зачистили от демонстрантов правительственный квартал, используя щиты и дубинки, а в воскресенье применили против митингующих слезоточивый газ. Сегодня в сети появилась информация о том, что китайские власти частично заблокировали в регионе Instagram.
Мы постарались выяснить, почему жители Гонконга вышли на улицу, чего добиваются протестующие студенты и поддерживающие их преподаватели и почему крупнейший экономический район Китайской Народной Республики так защищает свой особый статус.
В 1840 году Великобритания, активно торговавшая с Востоком, столкнулась с нежеланием империи Цин вести торговые отношения. Монархический Китай всячески препятствовал европейцам в их потребности вести дела «по-крупному»: не имеющие никакого желания пускать чужаков на свои земли, китайцы оставили открытым лишь один торговый порт, который хорошо охранялся, да так, что заходившие сюда моряки не имели права учить язык, выходить в город и покупать у местных торговцев что-либо, кроме еды и воды. Китайцы не соглашались открыть порты ни за деньги, ни за золото, ни за любые другие драгоценные металлы: вопрос, вероятно, был в цене, потому как лёд тронулся, как только британцы предложили покупать у азиатов бенгальский опиум (запрещённый тогда на территории империи товар), став монополистами.
Через некоторое время чрезвычайно уполномоченный Линь Цзэсюй, осознав, что Великобритания «высасывает соки» из Китая, понял стратегическую ошибку и попытался отобрать у англичан утилитарное право торговли, однако было уже слишком поздно: началась Первая опиумная война, англичане вынудили китайцев заключить Нанкинский договор, по которому европейцам становился подконтролен Гонконг — один из лучших китайских портов с точки зрения доступа к морю.
Лишь только 1 июля 1997 года китайский суверенитет был восстановлен — Гонконг вновь перешёл в ведение Китая на условиях автономного экономического района. Обещанные свободы (много большие, чем для остального материкового Китая) распространялись на сам Гонконг и остров Макао: взамен на принятие власти политиков Пекина те обещали населению территорий больше местной власти, самоуправления и автономии. Период так называемой широкой автономии должен был длиться до 2047 года: в рамках инициированной Дэн Сяопином масштабной программы «Одна страна, две системы» и курса «Гонконгом управляют сами гонконгцы» Центральное народное правительство КНР гарантировало населению территорий с особым статусом безопасность и сохранность границ района, а также решение внешнеполитических вопросов.
Гонконг при этом оставлял за собой право контролировать собственное законодательство, иметь представительство во всех международных организациях, обзаводиться полицией, денежной системой, налоговыми поправками и корректировать иммиграционную политику.
Гонконг был самым преуспевающим дистриктом Китая до марта 2013 года — конкурировать с ним могли разве что Пекин и Гуанчжоу. В обозначенный недавний исторический период к власти в Китае пришёл Си Цзиньпин, который в первый же год своего правления отличился политикой «закручивания гаек»: при нём резко ужесточился внутрипартийный контроль, выросло давление на юристов, стала исчезать свободная пресса, а социальные активисты всё чаще оказывались за решёткой.
До августа 2014 года Гонконг оставался темой, которую Цзиньпин старался не затрагивать: до местных выборов оставалось ещё три года, и к 2017 году китайские власти обещали их проведение в прямой демократической форме. Однако около месяца назад власти Китая решили всё переиначить, заявив, что гонконгские избиратели смогут выбирать местную власть из двух-трёх кандидатов, которых заранее отберёт специальный комитет, подчиняющийся официальному Пекину. Фактически Гонконгу предложили пойти по пути переданного ранее Китаю португальцами Макао — там в выборах, состоявшихся в это воскресенье, принял участие всего один кандидат, Фернандо Чуи, которого избрали за 25 минут при помощи избирательной комиссии: 396 её членов из 400 высказались «за», четверо воздержались. Остров, с 1999 года ставший крупнейшим в мире центром азартных игр, обрёл нового прокитайского лидера, а жители территории стали жаловаться на недовольство подобным исходом выборов и пренебрежением нормами демократической процедуры.
1 / 5
В Гонконге на тревожную весть, которая обещает аукнуться в 2017 году, первыми отреагировали представители продемократического движения Occupy Central: они пообещали устроить масштабную акцию в начале октября, однако студенты крупнейших гонконгских университетов не стали ждать и самоорганизовались в протестное движение, вышедшее с пикетами в местный правительственный квартал. Позже к ним присоединились порядка 400 преподавателей. Occupy Central пообещал усилить натиск на правительство, а аналитики и финансисты испугались остановки работы бирж, простой которых нанесёт гонконгской и китайской экономике огромные убытки. Отметим, что на улицы выходили как прогонконгские, так и пропекинские активисты, но первых было значительно больше, и именно они стали движущей силой протеста.
Согласно сообщениям редактора BBC News в Китае Кэрри Грейси, коммунистический Пекин не заинтересован ни в проведении внутренних политических реформ, ни в поощрении реформаторов-либералов. Студенты, в свою очередь, говорят о том, что настроены на длительный протест. Как сложится дальнейшая судьба гонконгской демократии, кислород которой намерены перекрыть на 30 с лишним лет раньше обещанного, покажет время.
Комментарии