Отняли и поделили! А было за что?

  Скажи сегодня, что один человек эксплуатирует другого, тебя засмеют и кучу этикеток прикрепят, мол, музейный ты экспонат и звать тебя клоун. В ходу нынче байка о добром предпринимателе, который сам ест и десятерых кормит. Много кто в это верит. Я - нет. Когда протекает кран, его заменяют, ибо зря платить никто не будет. Вот все, кто работает на предпринимателя ( на автомате пишется "на" вместо "у" ) по сути и есть протекающие краны. Экономисты это зовут издержками и рекомендуют их всячески снижать. Собственники это знают без экономистов и прекрасно это делают. Не они первые. Были и до них умельцы. Правда, их умение завершилось знаменитым - занять все мосты, почту, телеграф, вокзалы и банки.

   Те, кто осуществил это знаменитое, были не первыми в деле отнять и поделить. Так делали и до них и как раз этим и привели их.

 Начнём с крестьян. Гуманизм стучал в двери Европы. Низкая производительность крестьянского труда тащила Россию в омут. Кирпичом на её шее было крепостное право. Царь-реформатор, царь-избавитель в 1861 году высочайшим Манифестом отменил крепостное право и освободил крестьян. От чего, спросите вы? От земли, отвечу я. Своим манифестом батюшка-царь из феодального монарха стал буржуазным монархом, попутно решив временно проблемы выживания собственников - помещиков.  Итогом стало лишение крестьян  свыше одной пятой доли от той площади земли, которой они распоряжались ранее. Плюс новое размежевание лишило кого выпасов, кого лугов, а кого водопоя. Да плюс выплаты помещикам за землю, растянутые на десятилетия. Бывшие крепостники получили сотни миллионов рублей, а крестьянам царской программой даже шиш не был предусмотрен. Не для них делалась реформа.

   Потом дождались Петра Аркадьевича. Кумира нынешних креативных - Столыпина. Этому не понравилась крестьянская община. Решил он из крестьян капиталистов сделать. И поехали они в Сибирь, в безлюдье. Поощрялось частное хозяйство, соединение в кооперативы. Предоставлялось кредитование. Возникающие трудности объявлялись временными. Вот как это, к примеру, якобы, жильё:

                        q5553
                                                           Крестьяне -переселенцы у временного жилья

  80 процентов населения России жили в то время в деревне. Убогий быт, убогие орудия обработки земли тянули экономику России в тот же омут:

                         q5554
                                    Сев, боронование и пахота в Олонецкой губернии.

Начало XX века.

  Ну, а потом те самые банки и телеграф - большевистский Декрет "О земле".

«Помещичья собственность на землю отменяется немедленно и без всякого выкупа». Теперь вся земля передавалась в собственность уездных Советов крестьянских депутатов и волостных земельных комитетов, где заседали выбранные крестьянами представители. От помещиков отбирался и рабочий инвентарь, порча которого объявлялась тяжким преступлением, караемым революционным судом.  В октябре 1917 года крестьяне, привыкшие к постоянному кидалову, увидели от новой революционной власти долгожданное решение насущного вопроса. К тому же, сами представители деревенской бедноты в числе делегатов II съезда Советов активно участвовали в принятии земельного декрета. Земля национализировалась и делилась теперь «между трудящимися, смотря по местным условиям, по трудовой или потребительской норме». В результате действия «Декрета» на земле теперь остались только крестьяне. Развитие сельского хозяйства уже зависело в том числе и от их внутренней борьбы, которая тоже являлась борьбой классовой.   Получалось у них, надо сказать, недурно:

                           q5556
                                                                      Первый трактор. 1927

 До первого трактора, конечно, было далеко в 1917 году. Надо было ещё отстоять право на отнятое и поделенное между теми, кто именно трудился. Они отстояли. Отстояли в борьбе с теми, у кого кроме земли отобрали ещё и квартиры. Ух и злобы у них было! Но об этом в следующий раз. Там тоже было интересно.