Россия без нефти и западных технологий

Нефтяной гигант ExxonMobil уходит из России: компания сворачивает 9 из 10 совместных проектов с «Роснефтью». Ранее США ввели санкции против пяти российских энергетических компаний. Глава компании Premium Engineering Денис Смыслов рассказал «Снобу», готова ли Россия к новым санкциям и насколько российские энергетические компании зависят от западных технологий

Санкции США против России — это не психологическая атака, они вполне реальны. Они устроены так, чтобы Россия продолжала добывать нефть, которую она сейчас добывает, но чтобы при этом у России не было возможности наращивать добычу за счет шельфа и сланцевой нефти.

Самое крупное в мире месторождение сланцевой нефти находится в России, в Западной Сибири — это Баженовская свита.

Но в России нет технологий для работы в таких условиях, поэтому «Роснефть» и привлекала ExxonMobil к сотрудничеству. Очевидно, что в сложившихся политических условиях американские компании больше не будут поставлять России технологии и оборудование.

«Роснефть», «Газпром», «Газпром нефть», «Лукойл» не обладают достаточным оборудованием даже для существующих проектов, которые не имеют отношения к добыче на шельфах.

Поставщики оборудования тоже находятся на Западе.

Пока что санкции не распространяются на такое специфическое сотрудничество, но не вызывает сомнения, что европейцы и американцы сами будут ограничивать взаимодействие из-за боязни двойного толкования. Им проще отказаться от сотрудничества сейчас, чем рисковать и навлечь на себя разбирательство Госдепа США позже. Эта осторожность вызвана опытом в банковской сфере, где серьезные штрафы были наложены на те банки, которые действовали вразрез с генеральной линией США.

Ограничения поставок оборудования и сотрудничества как такового ставят российские компании в сложную ситуацию. Можно бросить силы на развитие собственных технологий на наших предприятиях. Можно частично прикрыть образовавшуюся дыру с помощью Китая. Но времени и ресурсов на это необходимо крайне много. Поэтому сегодня российские компании не знают, чем замещать отсутствие американско-европейских технологий.

Последствия задержки проектов, в которые было заложено западное оборудование, очевидны: расходы и потеря денег. Компаниям предстоит смена проектных решений, это может затянуться на год или два. Все это будет сопровождаться денежными убытками. Как выкручиваться — непонятно.