Ахтунг! В 1894 году Ленин писал "общество" и "культура" в кавычках и стебался над этими "понятиями"

На модерации Отложенный

В CCXLII томе "Отечественных Записок" помещена, без имени автора, статья: "Новые всходы на народной ниве", которая рельефно выдвигает прогрессивные стороны народничества в противовес русскому либерализму...

 

"Мы забываем, что обществу нашему нужны идеалы - политические, гражданские и иные - главным образом для того, чтобы, запасшись ими, можно было уже ни о чем не думать, что ищет оно их не с юношеской тревогой, а с послеобеденным спокойствием, что разочаровывается оно в них не с душевными муками, а с легкостью аркадского принца. Таково, по крайней мере, громадное большинство нашего общества. Ему, собственно говоря, и не нужно никаких идеалов, потому что оно сыто и вполне удовлетворяется утробными процессами".

 

Превосходная характеристика нашего либерально-народнического общества.

Спрашивается, кто же теперь последовательнее: "народники" ли, продолжающие возиться и нянчиться с этим "обществом", угощающие его изображением ужасов "грядущего" капитализма, "грозящего зла", как выразился автор статьи, призывающие его представителей сойти с неправильного пути, на который "мы" уклонились и т.д., - или марксисты, которые так "узки", что резко отграничивают себя от общества и считают необходимым обратиться исключительно к тем, кто не "удовлетворяется" и не может удовлетвориться" утробными процессами", для кого идеалы - нужны, для кого они являются вопросом повседневной жизни.

Это - отношение институтки, - продолжает автор. Это

 

"свидетельствует о глубоком развращении мысли и чувства... никогда еще не было такого приличного, лакированного, такого невинного и вместе с тем глубокого разврата. Разврат этот есть целиком достояние нашей новейшей истории, достояние мещанской культуры [т. е. буржуазных, капиталистических порядков, точнее сказать], развившейся на почве барства, дворянского сентиментализма, невежества и лени. Мещанство принесло в жизнь свою науку, свой нравственный кодекс и свои софизмы".

 

Казалось бы, автор настолько верно оценил действительность, чтобы понять и единственно возможный выход.

Ежели все дело в нашей буржуазной культуре, - значит, не может быть иных "залогов будущего", кроме как в "антиподе" этой буржуазии, потому что он один окончательно "дифференцирован" от этой "мещанской культуры", окончательно и бесповоротно враждебен ей и неспособен ни на какие компромиссы, из которых так удобно выкраивать "либеральные паспорта".

Но нет. Можно еще помечтать. "Культура" - действительно одно "мещанство", один разврат. Но ведь это только результат старого барства (сам же сейчас признал, что она создана новейшей историей, той историей, которая именно и уничтожила старое барство) и лени - нечто, значит, случайное и не имеющее прочных корней и т. д., и т. д. Начинаются фразы, не имеющие никакого смысла, кроме отворачивания от фактов и сентиментального мечтания, закрывающего глаза на наличность "взаимно-противоположных сил".

----------------

Приведена краткая выдержка из комментария Ленина. В таком духе написана вся статья. Забавно, но через несколько лет, ближе к гос. перевороту риторика Ленина изменится к словословию "общества".