Острова made in China

 

В июне 2014 года Китай занялся отсыпкой и бетонированием искусственных островов в спорном районе Южно-Китайского моря. На острова Спратли, помимо Китая, претендуют одновременно несколько государств: Бруней, Вьетнам, Малайзия, Тайвань и Филиппины. На днях выяснилось, что на одном из островов китайцы собрались построить авиабазу. 

Всё лето Китай занимался строительством искусственных островов в Южно-Китайском море. В июне мэр филиппинского муниципалитета Калаян Эухенио Бито-Онон заявил журналистам, что китайцы трудятся «без остановок» и что создание островов «позволит Китаю полностью контролировать Южно-Китайское море». 

Аналитики считают, что искусственные острова помогут КНР «придать вес» своим территориальным претензиям, а затем развивать базы для регионального контроля: ведь именно здесь пролегают оживлённые морские пути. Речь идёт о рифе Огненный крест, через который как раз и проходят многие морские маршруты. Но дело не только в маршрутах. Как архипелаг Спратли, так и Парасельские острова, расположенные поблизости, обладают крупными запасами углеводородов. Именно углеводороды — одна из главных целей Пекина. 

Несколько месяцев назад китайцы установили на шельфовом участке буровую установку. 

Острова намываются земснарядами вот так: 

 

10 сентября газета «Взгляд», сославшись на телерадиокомпанию «Би-би-си», сообщила, что Китай не только продолжает возводить искусственные острова на спорных территориях, но и на одном из островов намерен построить авиабазу. 

По сведениям «Би-би-си», китайские строители на островах Спратли поднимают с морского дна тонны камней и сгружают их на рифы и подводные скалы. Затем камни закрепляются бетоном. В результате площадь островов увеличивается. 

Искусственными островами made in China интересуются не только геополитические конкуренты Китая в регионе. За интенсивным китайским строительством наблюдает и недремлющее око Вашингтона. 17 сентября в журнале «Эксперт» вышла статья Сергея Манукова, озаглавленная «Тайное оружие Пекина».

Автор указывает, что за передвижениями в Южно-Китайском море огромной китайской плавающей платформы с установленной на ней землечерпалкой внимательно следят разведки азиатских государств и США. Следят, поскольку эта самая землечерпалка «перекраивает карты и границы», работая в архипелаге Спратли круглые сутки. 

«Сейчас платформа работает на шести атоллах в архипелаге Спратли. По мнению специалистов по безопасности, наращивание островов при помощи землечерпалки, которая, кстати, даже имеет собственное имя — Тянь Цзин Хао, носит как амбициозный, так и явно провокационный характер, потому что происходит в регионе, где для серьёзного конфликта с применением оружия достаточно совсем маленькой искры. Производительность драги тоже производит впечатление. Она забирает с морского дна и отправляет на поверхность 4,5 тыс. куб. м песка в час. Такая производительность позволила ей в течение неполных 10 месяцев почти до неузнаваемости изменить пять рифов в архипелаге Спратли». 

Ссылаясь на новейшие снимки, Сергей Мануков указывает, что при помощи 127-метровой платформы с землечерпалкой Пекин за 3 месяца довёл два рифа в архипелаге до состояния, пригодного для строительства. 

Дипломаты полагают, что землечерпалка вполне может оказаться «проверкой». Си Цзиньпин будто бы задался целью проверить, как далеко сегодня позволят зайти Китаю США. Ведь сейчас Вашингтон отвлечён конфликтами на Украине и на Ближнем Востоке. Создаётся впечатление, что китайцы не просто «проверяют» реакцию Вашингтона, но вполне по-настоящему, пользуясь удобной геополитической обстановкой, возводят в море острова. Скоро построят и авиабазу. А если кто рискнёт долбануть по ней — что ж, это ведь международный конфликт, и начал первым «долбить» не Китай. 

Вашингтон и вправду отвлечён: ему надо засунуть свой длинный нос и на Украину, и на Ближний Восток. На Азиатско-Тихоокеанский регион, который Обама несколько лет назад объявил зоной стратегических интересов США, времени и сил уже почти не остаётся. Если одряхлевший Белый дом пытается контролировать весь мир, то мужающий Китай осуществляет разумную стратегию — региональную. Пока американцы пытаются поймать журавля в небе, китайцы крепко держат синицу в руке.