ЛИТВИНЕНКО НЕ ЗАБЫТ

Есть мнение, что для Запада российский гражданин по фамилии Луговой – это всё равно, что красная тряпка для быка. Как только эта фамилия появляется в информационном поле, так Запад тут же начинает взбрыкивать, пузыриться, ерепениться и, Бог знает, что ещё делать, как будто кто-то ему соли насыпал на…, скажем, старую, но всё ещё не заживающую рану.

Очередной приступ подобного возбуждения случился 15 сентября 2014 года, когда на российском телеканале «Звезда» состоялась премьера цикла документальных телепередач под общим названием «Предатели».

Каждая из восьми серий цикла рассказывает о советских гражданах, сотрудничавших с разведками западных стран. «Героями» разоблачений стали Олег Гордиевский, Адольф Толкачев, Дмитрий Поляков, Андрей Власов, Генрих Люшков, Олег Пеньковский, Владимир Пигузов, Аркадий Шевченко и другие известные и малоизвестные предатели.

Но всё дело в том, что в роли телеведущего нового проекта, посвящённого перебежчикам и изменникам Родины, выступил ни кто-нибудь, а депутат Государственной Думы, бывший сотрудник спецслужб Андрей Луговой, который может без преувеличения назвать себя специалистом по перебежчикам в США и другие страны.

Западные телеканалы тут же озаботились именно этим фактом. А в одном из сюжетов Би-би-си, посвящённом новому российскому телепроекту, авторы выразили свою уверенность, что время появления шоу выбрано не случайно, и борьба с предателями Родины якобы вновь стала актуальной для российских властей.

Как известно, спецслужбы Великобритании подозревают Лугового в причастности к убийству экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, сбежавшего из Россию за рубеж вслед за опальным экс-олигархом Борисом Березовским. В июле 2007 года Великобритания потребовала выдачи Андрея Лугового как подозреваемого в убийстве гражданина Великобритании Литвиненко, однако Россия отказала в экстрадиции Лугового, что привело к дипломатическому конфликту.

По утверждению Лугового, Березовский и Литвиненко были завербованы британскими спецслужбами, которые также пытались завербовать и самого Андрея Лугового с целью заставить собирать компромат на президента РФ Владимира Путина. Но так как этого не получилось, его обвинили в убийстве Литвиненко, хотя, по мнению Лугового, к делу могли быть причастны сами британские спецслужбы, «русская мафия» или Борис Березовский.

Есть мнение, что «политика – вещь достаточно циничная». Во всяком случае, именно так высказался министр иностранных дел России Сергей Лавров, комментируя действия своих английских коллег в ходе визовых переговоров, состоявшихся в 2011 году и вызвавших большой резонанс. По словам Лаврова, Россия предлагала Великобритании согласовать схему облегченного визового режима, но Лондон от неё отказался.

Тогда же министр по делам Европы МИД Великобритании Дэвид Лидингсон, говоря о перспективах упрощения визового режима для россиян, заявил, что Лондон готов пойти Москве навстречу в этом вопросе. Но лишь после того, как Россия официально признает Андрея Лугового виновным в убийстве экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко.

Английский дипломат выразил уверенность, что доказательств достаточно, чтобы осудить Лугового по этим обвинениям. И процесс над ним, по мнению Лидингсона, должен проходить в Соединенном Королевстве, так как убийство произошло именно там, и убитый был подданным Королевства.

Как говорится, вот тебе, бабушка, и Юрьев день. А мы-то все уже начали тогда говорить о российско-британской перезагрузке, особенно после ноябрьской 2009 года встречи Лаврова и его английского коллеги Дэвида Милибенда. Впрочем, никакой перезагрузки тогда не произошло, хотя некоторые аналитики посчитали, что начало ей всё-таки было положено. Такие оптимистичные рассуждения, на мой взгляд, основывались лишь на том, что главы внешнеполитических ведомств двух стран встречались в таком формате впервые за предыдущие несколько лет.

Подобные эксцессы между Москвой и Лондоном ни у кого уже не вызывают удивления, ведь, мягко говоря, «не простые» взаимоотношения России и Англии насчитывают уже не один десяток и даже сотню лет. Вот мнение на этот счёт вице-президента Академии геополитических проблем Владимира Анохина.

В. Анохин: Ну, это понятно. Англия всегда была настроена против России. Исторически сложилось так, что они никогда не были нашими стратегическими союзниками или партнёрами, какими являлись в своё время, скажем, Германия или Франция.

Н. Холявченко: Да, они в этом плане всегда стояли особняком…

В. Анохин: Всегда были в оппозиции России. Что-то происходило в других странах, и тогда эти страны меняли свою политику по отношению к России. Англия никогда не меняла её. Англия это как бы проводник и, в общем-то, хороший организатор антироссийской деятельности.

Н. Холявченко: Один пример только был во время Второй Мировой войны: тогда им просто приспичило уже прислониться к нам.

В. Анохин: Какое там? Конечно, приспичило!».

Но, когда опасность улетучилась, Англия предпочла «прислониться» к другим державам, близким ей по духу и интересам. В своём же отношении к России она, как и её заокеанский «родственник» продолжает вести двойную игру, преследуя исключительно свои политические, экономические и военные интересы, не забывая при этом прикрываться риторикой о борьбе с международным терроризмом, наркоторговлей и прочими безобразиями. Об этом мы продолжаем разговор с Владимиром Анохиным.

 Н. Холявченко: «Англия, с одной стороны, заявляет о необходимости наращивать сотрудничество в борьбе с терроризмом, с другой стороны, мы уже который год просим её о выдаче, скажем, Закаева, который немало потрудился на ниве чеченского сепаратизма…

В. Анохин: Это совершенно традиционная британская политика двойных стандартов, которая уже не первый век ведётся по отношению к России, и то, что сейчас говорят о совместной работе по борьбе с международным терроризмом, это как бы общее место, где мы, т.е. Россия и Великобритания, могли бы найти точки соприкосновения, но позиции здесь абсолютно разные. Во-первых, Британия в настоящее время по отношению, например, к Ираку является государством-террористом, во-вторых, у неё явно прослеживаются двойные стандарты по отношению к России. Потому что нельзя бороться с терроризмом вообще, и с международным, в частности, когда на территории Великобритании находятся терроритсты, которых обвиняют в похищении и убийстве людей. Нельзя создавать им условия, когда они противодействуют России с территории Великобритании.

Н. Холявченко: Или вот, Англия заявляет, что через 5-7 лет она превратится в импортёра нашего газа и нефти. У Запада вообще есть к нам какой-то другой интерес, кроме наших энергоресурсов? Хотя они попутно заверяют нас, что в ближайшее время участие британских компаний в российских экономических проектах намечается, и не только, мол, в энергетическом секторе, во что, по правде говоря, с трудом верится.

В. Анохин: Что касается совместных проектов Великобритании и России, я думаю, что это бесперспективно. Потому что Великобритания никогда не позволит, чтобы Россия была равноправным партнёром.

Н. Холявченко: Да, вряд ли они захотят заниматься у нас какими-то высокими технологиями. А потом, и на Кавказе они не в меньшей степени, чем Штаты, занимаются, как говорится, тёмными делишками, т.е. они там отнюдь не с терроризмом борются.

В. Анохин: Безусловно! Но это, вы знаете, «нормальная» британская политика. Политика, которая вела войну на Кавказе, которая вела агрессию против России в позапрошлом веке (Крамская война), и все те шаги, которые предпринимались Великобританией, как ненадёжным союзником по отношению к России и в 1-ю Мировую войну, и все последующие действия. Вы помните заявление Черчилля о «железном занавесе»? Поэтому верить политике Великобритании – это, по крайней мере, глупо. И надо очень объективно, очень реально подходить ко всем её заявлениям, потому что дела у неё, как правило, расходятся со словами».

И мы, кажется, начинаем потихоньку восстанавливать, утерянные в смутные 90-е годы, навыки объективной и реальной оценки действий Запада, не забывая при этом об ответных действиях. Так, в своё время, на их признание независимости Косова мы признали независимость Южной Осетии и Абхазии.

В ответ на высылку российских дипломатов, связанную с отказом России экстрадировать Андрея Лугового, мы также объявили четырёх сотрудников британской дипмиссии персонами нон-грата, а заодно закрыли филиалы Британского совета в Питере и Екатеринбурге.

Чтобы окончательно сбить спесь с расшалившихся «островитян», Россия объявила о прекращении сотрудничества с Великобританией по борьбе с терроризмом и об отказе от британских виз для российских официальных лиц. Рассмотрение соответствующих запросов английских чиновников также прекратилось.

Вообще история с беглым чекистом достаточно отчётливо показала, что у нас есть ещё порох в пороховницах, и как бы того кому-то не хотелось, пока ещё рановато обращаться с Россией так же, как с некой банановой республикой.

Напомню, что бывший сотрудник российских спецслужб Александр Литвиненко, имевший на Туманном Альбионе политическое убежище, скончался 23 ноября 2006г. в Лондоне в результате отравления смертельной дозой радиоактивного полония-210. Кстати, версия насчёт полония – это версия английской стороны. По мнению же Лугового, полоний-210 настолько ядовит, что одной тысячной грамма этого вещества хватило бы на то, чтобы вслед за Литвиненко на тот свет ушли бы все посетители того кафе, где всё это произошло.

Спустя ровно полгода, Королевская прокурорская служба Великобритании предъявила обвинение в убийстве Литвиненко российскому бизнесмену Андрею Луговому, а затем направила в Россию запрос о его экстрадиции.

И что интересно отметить –  как раз в тот период, когда разгорелся «полониевый скандал», Великобритания, как, впрочем, и весь Запад, были очень обеспокоены тем, как бы российские законодатели не решились на изменение Конституции в пользу продления срока полномочий Владимира Путина, находившегося в то время на президентском посту второй срок подряд. Все, наверное, помнят, как они буквально тряслись по этому поводу.

И вдруг, когда Россия отказалась выдать Лугового, сославшись на пункт Конституции, запрещающий экстрадицию российских граждан в другие государства, официальный Лондон предложил отменить данное положение Основного закона нашей страны.

Тогда Владимир Путин, который не всегда обременял себя поисками дипломатических выражений в беседах со своими западными коллегами, предложил Соединенному Королевству самому «поменять свои мозги», напомнив, что в Лондоне прячутся 30 человек, разыскиваемых российскими правоохранительными органами за совершение тяжких преступлений.

Таким образом,Россия показала своим английским оппонентам систему из трёх пальцев, больше известную в народе под названием «кукиш». Хотелось бы, чтобы это надолго охладило их пыл и заставило отказаться от колониалистских замашек диктовать своим подданным – что им делать, когда делать и как делать.