Сравнение двух нулей

На модерации Отложенный

Аудитория сайта «Эха Москвы» намедни имела возможность наблюдать полемику по вопросу крутости, а значит правоты патриотического большинства и либерального меньшинства. Господа Пионтковский и Шендерович доказывали товарищу Голубеву, что сторонники правящего режима не в состоянии собрать большой митинг в поддержку Нацлидера и его внешнего курса без админресурса. Последней же приводил аргумент, что рейтинг Путина так велик и базируется на такой прочной основе относительного житейского благополучия, что жалкие 50 тысяч на прошедшем Марше мира – это местечковый перфоманс.

Дискурс интересен тем, что обе стороны правы и по сути тезисы друг друга не опровергают. Но к истине не приблизилась ни одна из сторон, поскольку обе используют разные системы отсчета и разные шкалы измерений для описания одного процесса. Товарищ Голубев использует систему измерений, в которой мерилом правоты выступает рейтинг Путина. Существенным изъяном этого подхода является тот факт, что рейтинг – это функция, а не константа. В нашем случае – это проекция цены барреля нефти марки Brent на Нью-Йоркской бирже. Цена в 120 долларов за баррель составляет в этой шкале абсолютный максимум в 90% электоральной поддержки, а 50 долларов за туже бочку с нефтью – равно нулю, ниже которого рейтинг, а значит и сам Путин как значимая величина в уравнении исчезает. Таким образом само благополучие и социальное поведение мифического путинского большинства – это производная от плавающей константы – цены на нефть.

Причем мифическое путинское большинство не обладает субъектностью вообще никакой и в данной системе координат, мер и весов ее приобрести не может. Представьте миллионную демонстрацию путинского большинства, которой пугает товарищ Голубев оппонентов, под лозунгами: «Даешь 120 долларов за баррель!» или «Долой директора Нью-Йоркской биржи!» Представили?

Но и тезисы другой стороны мне кажутся малоубедительными. Большинство активного меньшинства никакой политической субьектностью также не обладает, и всерьез за нее не борется, а значит не может претендовать не только на ведущую роль в общественных процессах, но и вообще не обладает малейшим влиянием на них. Причина в отсутствии программы действий, в неверии в собственные возможности и силы, в атомизированности, в низком уровне вертикальной коммуникации между вождями и сторонниками и отсутствии здоровой конкуренции, механизмов ротации и сменяемости вождей.

Все эти болезни нашей оппозиции известны, о них говорилось и писалось много раз. Понимания нет. А значит: собрались, надули шарики, прошлись, посчитались, получили заряд положительных эмоций, померились детородными органами и вернулись в отведенные места винтиков системы, которая пока по-чесноку всех устраивает, и патриотов, и оппозиционеров, и власть.