Судьбоносное лето. (продолжение Глава 1)
Они познакомились в книжной лавке: студент университета и гимназистка. Ей было 15, Мише- 20 лет. Их руки случайно встретились, взявшись за одну и ту же книгу. Они взглянули друг на друга – и отпрянули в изумлении. Амурчик, спрятавшись в книжных полках, весело потирал руки – стрелы попали в цель.
Маша ни с кем не делилась своими любовными переживаниями, испытанными впервые. Эта хрупкая на вид девушка обладала сильным характером и скрывала свои бурные чувства, будто предчувствуя, что отношения с избранником будут трагическими...
Они виделись часто, встречаясь в любимом ими Александровском саду, были безмерно влюблены друг в друга, однако Михаил ни разу не посетил ее дом, не представился родителям. Более того, однажды он предупредил, что получив диплом, может надолго исчезнуть.
-Как надолго? – добивалась Маша, но молодой человек лишь грустно пожимал плечами. - Я не принадлежу себе, Мари, как только определится экспедиция, мне сообщат...
Маша кусала губы от негодования – какая-то экспедиция отнимет у нее любимого! Как это возможно?
Но Михаил признался: в его планы не входило иметь обязательства перед женщиной. У него обязательства только перед государством. И то, что он влюбился, не должно отражаться на будущей работе.
Пришлось ей смириться: ничего, подожду сколько нужно. Они молоды, экспедиции не вечны...
Летом, получив диплом об окончании университета, Михаил уехал. Сказал, что уезжает в экспедицию, связанную с работой Русского географического общества.

Заседание Русского Географического общества.
Писем не писал. Поскольку со своей семьей ее не познакомил, навести справки о нем: жив ли, здоров, - было не у кого.
Спустя полгода Михаил появился – возмужавший, загоревший, красавец грек. Соскучился безумно, не мог оторваться от Мари, и впервые заговорил о браке. Она была совершенно счастлива, Миша был ее жизнью, любовью, ее настоящим и будущим.
Они обручились тайно. Вскоре он уехал. Теперь, пусть изредка, она получала его письма. На них был штемпель Ферганы.
Так прошел год. О том, что в жизни Марии есть Михаил, мало, кто знал. Он настоял на этом молчании, признавшись, что его работа требует секретности. И лишь спустя время, Мария узнала, что он ведет совершенно секретную миссию.
В начале ХХ века российские научно- исследовательские географические экспедиции усиленно занимались пустынями, изучая пески. Связано это было со строительством железных дорог в Средней Азии. Большую помощь в этом оказывал отряд Неструева, в котором принимали участие специалисты разных направлений. С особой задачей отряд совершил переход из Ферганы через Памир в Кашгарию. В этом походе принимал участие и Михаил Димитриади.

Это только небольшая группа участников...
Работа Михаила не ограничивалась географическими изысканиями. Они лишь прикрывали разведывательную работу, которую он вел на границе в Средней Азии, где сталкивались интересы нескольких держав.
Потом, через многие годы, она сравнивала Михаила Димитриади с Сомерсетом Моэмом, английским писателем, который работал в других странах разведчиком под видом репортера.
Наступило лето 1911 года.
Оно стало судьбоносным в жизни молодой девушки.
В инфекционное отделение госпиталя, где Мария имела ночные дежурства, поступил молодой мужчина, Илья Лемешев, в тяжелом состоянии с диагнозом «оспа». Диагноз сомнений не вызывал, наяву были все характерные признаки болезни: после сильного озноба, температура тела больного резко упала и на коже головы, лице появились типичные оспины: сначала пятна, затем пузырьки.
В Одессе работали опытные специалисты-инфекционисты, портовой город постоянно боролся с инфекциями, вспыхивающими, как правило, среди матросов, прибывающих из заморских портов. Одесская санитарная служба работала слаженно, не давая очагам инфекции разрастаться по городу.
Илью Лемешева родственники доставили из Курска, где он подхватил коровью оспу, купаясь в летний зной в реке.
Тамошние врачи, осмотрев больного, посоветовал везти его в Одессу, где имелся большой опыт лечения оспы. Везли Илью в отдельном купе пульмановского вагона со всяческими предосторожностями, скрыв от кондуктора диагноз больного. Илью знобило, температура была высокой. Молодой крепкий организм, как мог, сопротивлялся болезни. К счастью, коровья оспа протекала в более легкой форме, чем натуральная оспа, и не была смертельной.
Но опасность для организма была немалая.
И надо же: неделю назад молодой человек отпраздновал свое 25-летие, и все желали ему счастья и любви, а здоровья, мол, у тебя на троих хватит. Сглазили! – причитала маман, провожая сына в дорогу.
Состояние новоприбывшего в одесский госпиталь больного было средней тяжести. Консилиум врачей, проходивший у постели Ильи Лемешева, назначил лечение, которое благоприятно сказалось на пациенте. Однако выздоровление шло медленно, оспины плохо подсыхали, пациент страдал.
Мария продолжая свою практику в больнице, дежурила по ночам в инфекционном отделении. Она не боялась заразиться, поскольку в больницах Одессы вакцинировали медицинских работников в обязательном порядке. Этот опыт был взят из больниц Англии.
Сон не шел. Илья лежал с открытыми глазами, наблюдая тени на стене и принюхиваясь к запаху гари – фитиль керосиновой лампы сильно чадил. Неожиданно в зале появился ангел – девушка в белой накидке на волосах.

-Не спится? - спросил ангел.
Илья молчал, вытаращившись на прекрасное создание.
- Измерим температуру, - ангел протянул градусник молодому человеку. Тот взял его, не отрывая глаз от девушки.
- Меня зовут Мария, - тихо сказала она и налила воды в белую чашку. – Запейте лекарство, Илья.
Держа градусник подмышкой, он попытался приподняться. Голова шла кругом, лоб взмок от напряжения. Но таблетку удалось проглотить.
- Еще немного и вы справитесь с болезнью, - утешала она. – А сейчас – спать.
Он мгновенно, как по команде, заснул. Ему снился цветущий яблоневый сад, где жужжали пчелы, пели птицы и светило нежное солнце. Рай, наверное....
Утром, возвращаясь с больничного дежурства, Маша Коновцева нечаянно столкнулась в переулке с мужчиной.
– Пардон, - человек с извинениями приподнял светлую шляпу, под которой обнаружилось знакомое лицо:
- Гера, рада вас видеть! Я этой ночью ненароком подумала о вас. Как успехи на работе?
- О, Мари, еще немного и я изобрету средство Макропулоса...Шучу, шучу, на вечную молодость надежд нет. – он радостно смотрел на Мари, искренне обрадовавшись неожиданной встрече.
- А не зайти ли нам в кофейню? – пригласил Гоша и предложил Маше руку, - я знаю одно место, где подают прекрасный кофе с перцем, или любыми специями, какие душа желает.
Они просидели часа два в кофейне, оживленно беседуя.
- Вы сказали, что подумали обо мне? Надеюсь, я ничем вас не огорчил, Мари?
- Что вы, Гера? Мне вот что подумалось: у нас в отделении лежит молодой человек, диагноз - коровья оспа. Пора бы ему на поправку идти, но обычные лекарства помогают недостаточно. Я вспомнила о гомеопатии...Вы все еще ею увлечены?
- Я продолжаю работу, Мари. И, кажется, смогу помочь вашему пациенту. Новые разработки наших препаратов против инфекционных заболеваний используют в питерских и московских больницах. Отзывы – отличные. Я принесу препарат, диктуйте адрес.
-Тогда приходите завтра в отделение. К больному вам нельзя – болезнь заразная, спросите меня...
- Договорились! Вас проводить Мари?
- Нет, благодарю, до завтра, Гера!- Они расстались, и, обернувшись вслед молодому человеку, Мари не удержалась от смеха: Гера, словно танцор, подпрыгивал, спускаясь вниз по улице.
И кто скажет, что этот человек серьезный ученый? Совсем как мальчишка...
Утром Илья с благодарностью принял из рук Марии гомеопатические капли, доставленные Герой. Каждый день употреблял их трижды, именуя лекарство «капли моего ангела». И помогло! Вскоре оспенные подсохшие корочки отпали, на лице остались оспины, небольшие, но глубокие. Однако они вовсе не напоминали рубцы, что оставались после натуральной оспы.
Лица своего Илья еще не видел.
Комментарии
Леночка, не томите, а ?
Потихоньку закручивается интрига... Но, мне кажется, зря эта фраза в самом начале: "...скрывала свои бурные чувства, будто предчувствуя, что отношения с избранником будут трагическими..." Она настраивает на ожидание трагедии. Не думаю, что это хорошо...
Лена, ты так замечательно пишешь, пора тебе издавать книги с повестями и рассказами.
Иду читать дальше...
Фотографии в сепии так передают дух времени, потрясающе.
Бесстрашная...
Благо, обошлось без эксцессов...
Читаем, что было дальше... ))
Спасибо!