Модерн от Путина - прогнозы - мечты - и реалии ......

А.М.: Объясни мне простую вещь, которая всем кажется очевидной. Что Путин и система могут получить из этого конфликта?................ Путин, подняв очень высоко ставки в этой игре, не может получить никакого выигрыша...................... Негативные последствия видны любому аналитику, а где ты видишь в среднесрочной или долгосрочной перспективе бонус для системы?............ Может ли она что-то получить вообще?

 Г.П.: Бонус почти не виден............................ Вся эта Крым-политика прошедшего сезона развалила в бессознательном состоянии ту международную систему, которая была сформирована Москвой.

Позиция России как евразийского Меттерниха – предсказуемого консерватора. Что очень раздражало Европу по одним причинам,- Америку – по другим, но к чему все давно привыкли.

И в особенности привыкли элиты Евразии. Как мы теперь видим, украинские даже в большей степени, чем остальные. Потому что в Средней Азии вообще все более недоверчивы.................

В «курс Меттерниха» Россией вложены бешеные бабки, все эти тарифы энергетические. Гигантские инвестиции в, прямо скажем, реакционно-предсказуемый курс. Постоянный ответ России по любому вопросу – это суверенные дела. Выгнали русских? Это суверенный вопрос Казахстана или Туркменистана.

 Еще была система замороженных конфликтов вокруг Черного моря. Да, они конфликты, но они все были заморожены и с ходом времени не очень-то и размораживаются. Европа вечно пыталась их как-то разморозить и, с моей точки зрения, некстати. Но теперь все брошено «ффтопку».

 Первый результат – то, что из Евразийского союза вылетели все пункты, которые намекали на какой бы то ни было квазигосударственный статус союза. Правительство, парламент, все-все-все жестко вычеркнуто Назарбаевым при помощи Лукашенко, никакой «Евразии» больше нет.

В сущности, перед нами Таможенный союз в чуть измененном виде. А ведь на интегризм была основная ставка.Что теперь? Начинать сложную многоходовую интригу против соответствующих правительств, там, Белоруссии, Казахстана и так далее? Но теперь они к этому готовы. И в особенности готовы местные элиты. Кто предупрежден, тот вооружен.

Непосредственных бонусов не видно. Реализован тот сценарий, который нами обсуждался еще в конце 90-х, когда Россия была в слабой позиции, период доктрины «мира без России» и югославской войны, то есть – стать спикером отверженных! Поднять знамя всех, кто недоволен и не представлен. Далее, лавируя, попытаться сколотить коалицию непредставленных в New World Order, особенно в растущих экономиках.

 А.М.: Да, с этим можно согласиться. Россия перешла от консервативной политики к революционной. Поэтому так воодушевлены наши «революционеры» – Дугин, Лимонов, Проханов и проч. Ты думаешь, что Кремль отдает себе отчет? Кремль это понимает сам? Готов он это знамя-то взять? Знамя лидера мировых изгоев, ведущих войну против американской гегемонии, финансового капитализма и проч. и проч.

 Г.П.: Да. Вмешавшись в украинскую революцию, Россия забеременела от нее, перехватила и усилила ее нелиберальный импульс.

 А.М.: Это революция. И, действительно, она именно так и строится. Под революционные знамена собираются различные изгои и сами себя уговаривают, что они требуют изменения всей мировой архитектуры, потому что их совокупное место в ней неправильно определено. И Россия, действительно, как ты верно говоришь, в такой схеме должна пытаться взять самое главное знамя.

Г.П.: Нет, тут не очень-то можно дать задний ход. Что бы еще ни сделала Россия, даже если представить совершенно немыслимое, например, уход из Крыма, – все равно она не перестанет быть для травмированного Запада зоной беды и тревоги, об-флажкованной зоной........... Новая Россия теперь уже не Меттерних Евразии, а, даже в лучшем случае, опасный безумец в состоянии временной ремиссии.

Я бы сформулировал так, что прежний порядок мира невозможен уже потому, что из него навсегда выпала Россия. Уже поэтому он будет другим. Какое там Восточное партнерство – несчастное, с маленьким бюджетом?Дело, конечно, не в ГУАМе и, я думаю, уже не в НАТО. Начинается борьба за новую политику того, что Обама только что назвал - «успешной изоляцией России».

Слово не воробей, это действительно то, что стало на западную повестку дня. Теперь любая политика, любая мировая система, любые даже сделки с Россией будут вестись в рамках идеи изоляции России. Это уже реальность, сдать назад им невозможно. Поэтому, думаю, в такую простую ловушку, как союз Венесуэлы с Угандой, Путин не полезет. Хотя мы поблагодарили, кажется, Уганду за признание Луганска.............

 А.М.: За уравновешенную позицию.

 Г.П.: За уравновешенную позицию Уганды. Проблема в чем? Проблема в том, что если на Западе потеряны не только термины, а вообще весь политический язык описания российского трека, то и в России тоже потерян инерционно сохранявшийся от Союза язык описания мира. Это же все был на самом деле отредактированный американоцентричный советский дискурс – Америка, НАТО и так далее.

 Что теперь предложить? Ведь описание мира – это предложение миру. Что могла бы миру сейчас предложить Россия? Ничего нет. Взять это из многочисленных томиков Сергея Ервандовича Кургиняна или Саши Дугина тоже невозможно. А что-то нужно.

 Осознаваемая Кремлем трудность – вакуум описания целей России в современном мире. И этот вакуум заполняется своей же телепропагандой. Поэтому заказчикам пропаганды приходится в нее отчасти верить. Это вынужденный самообман.Возник запрос на какой-то ценностный язык.

Потому что все остальное не будет работать. Это может быть язык странных ценностей, но он должен быть. Могущественные китайцы, между прочим, не тычут никому в рожу конфуцианством, да? Они говорят в мире на языке международного права, а мы эту возможность утратили.

 А.М.: Сейчас обсуждается вот какой вопрос. Одни говорят, что «Крым» – это шаг к формированию российской гражданской нации. А другие считают, что это, наоборот – шаг в пропасть. Может быть, тут теперь начнется формирование нации на манер сингапурской или малазийкой – «модернизация без демократии» и т.д. Конечно, гипотетически в России может какая-то нация сформироваться на базе «модернизации без демократии»..

 Г.П.: Модернизация возможна, но на какой основе? Зафиксировать или учредить группу, имеющую права на безграничное обогащение в силу своих заслуг перед государством, оплаченных кровью? Тогда каждый должен пройти через бои на восточной Украине, продемонстрировать раны Кремлю и после этого – айда домой, грабь награбленное. Но это все равно будет идти поперек, абсолютно ортогонально запросу на социальное равенство. Будет в постоянном конфликте, постоянно искрить с усиливающимся антиэлитным трендом во власти. Ведь сегодня почти официальная доктрина антиэлитная – вам, суки, будем мешать!

Вы куда-то уводите свои капиталы – мешать будем. Отчитывайтесь, отчитывайтесь, отчитывайтесь! Где на этой «солнцевской» основе возможна малазийско-сингапурская модель? Думаю, она здесь невозможна. А создание проектов с высокой степенью прозрачности перед Бастрыкиным и защищенных от окружающего мира будет создавать только пугливые анклавы. Кстати, такова была, насколько я понимаю, и смутная концепция модернизации Дмитрия Анатольевича. Сколково, Большая Москва, Кавказ – это все должны были быть зоны быстрого освоения несчетных денег.

 

Здесь нам не пройти… Повсюду висят кирпичи. Ведь антикоррупционная кампания была остановлена. Мы прошли, заметь, за два года через две, такого не было в предыдущие 12 лет связанного президентства, через две смены политического курса.Первый раз в центр хотели поставить антикоррупционную кампанию, но она была остановлена на Сердюкове. Второй раз приняли володинскую модель витринной конкурентности избирательной, выпустили Ходорковского, провели Валдайский форум.

Тоже отменено. Все, вернуться к этому уже нельзя.Сейчас, собственно говоря, путь теперь только наружу. Вернувшись из Украины в Москву и устроив здесь какие-то показательные антиэлитные тиранства, Путин просто доломает свою систему опор; она не сможет работать как связка «деньги-власть-деньги».А другого движка у нее нет.Дальше надо или найти новый движок, или вводить какие-то другие группы.

Но это, собственно говоря, и означает модернизацию. Партию создавать под это невозможно. То есть, здесь, здесь просто такой определенный тупик. Итак, по ряду трендов, опередив Запад, – а он подтягивается и по национализации элит, и по популизму и тому подобным вещам – мы оказались без следующего шага. Куда и с кем?Начав избиение элит, мы перепугаем Среднюю Азию до чертиков.Тогда они просто отгородятся от нас Китаем.

И мы можем сколько угодно с Китаем обсуждать будущее Казахстана, а Казахстан будет лежать у него в кармане. Общественное мнение развращено уже в высокой степени. Привычкой стала несуверенность – не только общества, но и элит. Атмосфера несуверенности – и какой тут построишь маломальский правдоподобный национализм, на такой основе? Я не вижу внутриполитического хода, значит, вероятны внешнеполитические ходы..................................... Они мне кажутся все более вероятными,........................

отвечал  -  Глеб  Павловский   .......