Игорь Коломойский
В придачу к крупнейшим в Европе залежам марганцевой руды, которая используется для производства ферросплавов, владелец «Приватбанка» Игорь Коломойский может получить контроль и над богатейшими даже по мировым меркам украинскими месторождениями титанового сырья — Иршанским в Житомирской области и Малышевским в Днепропетровской.
О том, что Дмитрий Фирташ — арендатор крупнейших в Украине предприятий по производству ильменитового и рутилового концентрата — Иршанского горно-обогатительного комбината (Житомирская обл.) и Вольногорского горно-металлургического комбината (Днепропетровская обл.) — лишится этого права, стало ясно еще летом. 5 сентября истекал срок аренды, и Кабмин заблаговременно дал понять, что не собирается продлевать договор с Фирташем.
Но только в начале этого месяца Кабмин назвал нового управляющего — зарегистрированную в Днепропетровске «Объединенную горно-химическую компанию» (ОГХК).
ОГХК имеет статус госпредприятия. Но в нынешней ситуации сам факт нахождения ее в Днепропетровске предполагает контроль над титановыми активами нынешнего губернатора региона Игоря Коломойского. Хотя пока и без права распоряжения основными средствами этих предприятий.
Укрепляет в этой мысли и личность новоиспеченного директора ОГХК Руслана Журило, обширный период трудовой биографии которого связан с работой в финансовой компании «Славутич-Капитал», принадлежащей ближайшему соратнику г-на Коломойского — теперешнему руководителю его аппарата в Днепропетровской облгосадминистрации Геннадию Корбану.
Пытаясь воспрепятствовать такому повороту событий, управляющая компания Фирташа — Group DF обратилась с иском в Окружной суд Киева, чтобы тот запретил передавать имущественный комплекс Вольногорского ГМК и Иршанского ГОКа в распоряжение Фонда госимущества. Пресс-служба Group DF распространила заявление, что «компания не получала и не подписывала документов о передаче предприятий государству», поэтому арендатором их продолжает считаться ЧАО «Крымский титан».
Однако очевидно, что сейчас у олигарха нет и толики былого влияния, которое позволяло ему в течение 10 последних лет удерживать управление стратегическими активами, рыночная стоимость которых оценивается в $3—5 млрд.
Да и украинские власти не допустят, чтобы крупнейшими горнодобывающими комплексами управляла компания из аннексированного Крыма, которая только временно принадлежит их соотечественнику.
Ведь еще в июне управляющий директор Group DF Борис Краснянский дал понять, что Фирташ не исключает возможности продажи своего крымского бизнеса, который попал между молотом новых властей полуострова, требовавших его регистрации в Крыму по российскому законодательству, и наковальней украинских, которые желали бы, чтобы титановый холдинг платил налоги на территории материковой Украины.
Для Фирташа потеря Вольногорского ГМК и Иршанского ГОКа еще не означает полного распада его титановой империи. Под контролем олигарха остаются Междуреченский ГОК и ООО «Валки-Ильменит», а также упомянутый «Крымский титан», «Запорожский титано-магниевый комбинат» и «Сумыхимпром». Последний Group DF контролирует через комитет кредиторов.
Однако Междуреченский ГОК и ООО «Валки-Ильменит» технологически зависимы от Иршанского ГОКа, а «Сумыхимпром» власти собираются выставить на продажу. Поскольку же на Вольногорский ГМК и Иршанский ГОК приходится до 80% поставок сырья на предприятия Фирташа, то с их потерей под большим вопросом оказывается и снабжение Group DF ильменитом и рутилом.
Как утверждает еще один участник титанового рынка — гендиректор компании «Велта», разрабатывающей Бирзуловское месторождение титановой руды в Кировоградской области, Андрей Бродский, политика государства в отношении титановой отрасли еще не до конца понятна.
Остаются вопросы: будут ли продолжаться поставки ильменитового концентрата на оккупированную территорию Крыма и продолжит ли «Крымский титан» закупать концентрат Иршанского ГОКа? А если украинское сырье заменят индийским или африканским, сможет ли «Титан» завозить его морем?
Если в отношении продукции «Крымского титана» применят международные санкции, большая часть ее, поставлявшаяся на европейский рынок, будет замещена европейскими или американскими компаниями. Будут ли они закупать сырье для этого теперь уже у государственного Иршанского ГОКа или у других поставщиков?
И это только часть отраслевых проблем, вызванных аннексией Крыма и переделом сфер влияния между украинскими олигархами.
Но для Коломойского контроль над предприятиями, запасы титанового сырья которых оцениваются едва ли не в 20% общемировых (считается, что при нынешнем объеме добычи запасов хватит на 400 лет), в любом случае станет подарком судьбы и большой удачей.
Вопрос только в том, будет ли он продолжать сбытовую политику г-на Фирташа, когда основным потребителем продукции Вольногорского ГМК был крупнейший мировой производитель титана — российская корпорация «ВСМПО-Ависма» (потребителями металла и изделий которой, наряду с крупнейшими авиа- и двигателестроительными компаниями мира, такими, как Boeing, EADS, Embrayer, Rolls-Royse, Safran, Pratt&Whitney, являются предприятия оборонного комплекса РФ), или сконцентрируется на азиатском направлении?
Кроме того, получив в управление ВГМК, днепропетровский банкир и нынешний губернатор будет вовлечен и в дела российской атомной промышленности.
Как известно, одним из направлений этого предприятия является производство цирконового концентрата, также поставляемого в Россию и используемого для производства металлического циркония. В дальнейшем металлический цирконий идет на производство топливных элементов для АЭС.
«2000» писали об интересе группы «Приват» к украинскому производителю этого металла ГНПП «Цирконий». И наши выводы полностью подтвердились.
Воспользовавшись слабостью государства, украинские олигархи рвутся к стратегическим отраслям и высоким технологиям. Однако пользу или вред от этих изменений мы можем оценить лишь после того, как они проведут модернизацию предприятий, восстановят производственные связи или создадут новые.
Пока же можно констатировать, что Коломойский и его партнеры претендуют на роль ведущих игроков в титановой промышленности Украины, связанной с ОПК, и циркониевым производством, ориентированным на атомную промышленность. И ради этого они пошли открытой войной на собрата по олигархическому цеху — Фирташа, влияние которого на политические процессы в Украине еще недавно было весьма ощутимым.
ШУТКА УМЕСТНА
Новое прочтение картины И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (1889 г.) // informator.su
Комментарии