В Литве обсуждают отделение Калининградской области от России

На модерации Отложенный

Литовская государственная телерадиокомпания LRT озадачилась вопросом отделения Калининградской области от Российской Федерации, опубликовав на своем портале соответствующий материал, в котором утверждается, что СССР область была передана на временную администрацию, а срок её давно истёк. ИА REGNUM сегодня, 19 сентября, с незначительными сокращениями перевёл публикацию об отделении «Караляучуса» — так в Литве называют Калининград, намекая на его якобы отношение к литовским землям — от России:

"Захватив Крым и покушаясь на территории Восточной Украины, Россия нарушает международные соглашения о целостности государственных границ, а это дает основание для того, чтобы напомнить ей, что в 1945 году во время Потсдамской конференции Караляучус был отдан ей для администрирования на 50 лет, говорит аналитик Центра исследования Восточной Европы (ЦИВЕ) Лауринас Кащюнас. «50-летний срок уже давно истек, но повод поднять этот вопрос точно есть. Но стоит ли это делать?» — спрашивает аналитик ЦИВЕ.

По словам Кащюнаса, решение Потсдамской конференции о статусе Караляучуса могли бы пересмотреть участники конференции — Великобритания и США. Юридического и политического основание для этого хватило бы, но не хватило бы политической воли, считает собеседник LRT. «Я сомневаюсь, что по этому вопросу рассматриваются возможные сценарии: скорее это дело просто забыто, как забыт и Будапештский меморандум», — сказал Кащюнас.

В свою очередь преподаватель Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета, политолог Томас Янелюнас не видит основания для того, чтобы поднимать вопрос о Потсдамском договоре и статусе Караляучуса. «Политического основания нет: этот вопрос серьезно никто не поднимает, ни одна страна не претендует на эту область, как на принадлежащую ей. Внутри тоже нет никакой сепаратистской деятельности, и Россия, видимо, не позволит ее показывать. Любые вопросы об этом, нужно ли возвращаться в Потсдамскому решению, были бы политическими провокациями», — утверждает Янелюнас.

По словам собеседников LRT, попытки Запада напомнить о Потсдамском договоре и о том, что Россия должна была администрировать Караляучус до 1995 года, могут вызвать геополитический кризис.

«Вопрос, насколько мы можем себе позволить начать играть в эффект домино. Я понимаю аргумент, что Россия нарушила всю систему неприкосновенности границ, сформированную в 1975 году. Но нельзя забывать, что существует много потенциальных зацепок. Вопрос Караляучуса может стать очагом дискуссий о различных территориях, перечерчивании границ. Это словно откроет ящик Пандоры», — сказал Кащюнас.

Янелюнас считает, что попытка заново пересмотреть границы государств, установленные во время Потсдамской конференции, вызовет лавину обвинений в адрес друг друга. «Пересмотр решений Потсдамской конференции вызовет трудно контролируемый поток обвинений в адрес друг друга. Тогда можно будет вспомнить не только Потсдамскую конференцию, но и более ранние, вернуться к обвинениям по поводу территорий, оккупированных когда-либо законно или незаконно», — говорит политолог.

По словам Кащюнаса, Запад не осмелится поднимать вопрос статуса Караляучуса еще и потому, что Россия не раз говорила об использовании ядерного оружия, а Запад боится этого. «90% жителей Караляучуса не были в других регионах России, но были в странах ЕС. От соседних стран Караляучус отстает с экономической точки зрения, а видя это, я думаю, регион точно хотел бы использовать свой потенциал», — сказала аналитик ЦИВЕ.

По словам Кащюнаса, концепция более открытого Караляучуса была очень живой в 2005 году, но она утихла, так как Москва не позволила развивать эту идею: «Поняв, что могут возникнуть различные нюансы из-за автономии Караляучуса, Москва решила завершить эти игры и всю систему построила так, что сейчас, по сути, все зависит от ее решений».

Идея Караляучуса, более открытого для международного сообщества и отношений с ЕС, по словам собеседников LRT.lt, может быть осуществлена на основе референдума. Но инициировать его должны сами жители, а достичь чего-либо можно лишь в том случае, если он пройдет честно. «Если жителям Караляучуса была бы предложена перспектива экономического развития, открывающая европейский рынок, регион понял бы, что это очевидная и естественная его потребность. Если Россия не сумеет отреагировать на эту потребность, можно бы было думать о референдуме по вопросу статуса Караляучуса. Правда, важно, чтобы этот референдум инициировали сами жители», — отметил Кащюнас.