1
В результате анализа случившегося с Россией за последние полгода концепция, развиваемая Путиным, и понимание ситуации европейскими лидерами в значительной мере совпали. Да, они «совпали с разными знаками», но сама схема событий в целом пришла к некоторому всеми признаваемому каркасу.
Он заключен в следующем: политика Запада в отношении РФ имела значительные изъяны. Во-первых, Запад не оценил того, насколько болезненным для России был распад Югославии, а затем отделение Косово, Запад не понял, насколько болезненной была для Кремля первая «оранжевая революция» в Киеве. Запад недооценил того, насколько население РФ в целом все еще травмировано утерей статуса великой державы. Запад не предложил полноценного, искреннего партнерства в первой половине нулевых годов, когда Путин и его команда были открыты к такому партнерству. Попытки влиять на Грузию, Украину, Молдову, слишком грубая поддержка глубоко нелояльных Москве режимов в Балтии были ошибками Запада, который без всякой очевидной нужды разрушал концепцию «региональной державы» для РФ. Мюнхенская речь Путина была обоснованной. Она выражала не намерение идти на конфликт с Западом, а лишь обиду. И это обида не была услышана. Саммит НАТО в Будапеште в 2008 году и сама постановка вопроса о членстве в блоке Грузии и Украины были большой политической ошибкой Запада.
Россия за 2004-2014 гг. поднялась на 8-ю ступень в ряду крупнейших экономик мира. Она перестала быть страной провального «постсоветского транзита» — с расстрелами парламента, дефолтами, войной на собственной территории — и превратилась в уважаемого члена клуба быстро растущих экономик и рынков. Зарабатывать в России стало выгодно. При этом Запад не смог найти формата новой «политики включения» для РФ. Как неоднократно говорил Путин: нас включили во все «клубы», но мы там продолжали сидеть на приставных стульях. Там шли разговоры, но нас не допускали к принятию решений. События в Украине послужили лишь поводом для того, чтобы Путин поставил перед Западом в острой форме вопрос о пересмотре места России в глобальной политической архитектуре.
Таково (примерно) описание ситуации, развиваемое российским МИДом, ведущими российскими внешнеполитическими экспертами. Но не только. За первые пять месяцев украинского кризиса мы услышали много высказываний европейских политиков и аналитиков подобного рода. Причем многие из них внезапно в целом согласились с этой схемой или отдельными ее фрагментами вовсе не по причине экономической ангажированности Кремлем. Евросоюз признал, что слишком слепо подталкивал Украину к Ассоциации. Многие признали, что постсоветскую травму распада СССР Запад недооценил. Многие признали, что надо было более осторожно действовать на территории бывшего СССР, так как здесь Кремль воспринимает любые действия в гиперболизированном виде, сразу как военную и политическую угрозу на своих ближних рубежах.
В целом, первые месяцы аннексии Крыма и вооруженной борьбы в Донбассе воспринимались европейскими политиками именно так, как и хотел Путин — как постановка вопроса. Безусловно, в очень резкой форме. В недопустимо резкой форме. В форме «выхода за флажки». Но при этом — и Обама, и Меркель продолжали повторять, что дверь для Путина открыта. Надо отметить, что уже и после падения Боинга, после накачки Донбасса людьми и оружием, Меркель 10 сентября сделала заявление о том, что надеется на восстановление партнерства с Россией. Не говоря уже о позиции Сербии или Греции, мы видим, что Франция, Словакия, Венгрия, Чехия, Финляндия отчетливо заинтересованы в возвращении ситуации к доконфликтному «статусу кво». Для Польши этот конфликт является большим отягощением, страны Балтии напуганы. Новая ситуация представляет собой проблему для союзнических позиций Армении, Беларуси и Казахстана.
Если посмотреть на последствия действий Путина, то можно сказать, что ему удалось запустить глобальный процесс под названием rethinking Russia.
2
В результате, на мой взгляд, Путин к осени 2014 года попал в парадоксальную ситуацию.
С одной стороны, он насколько обострил игру, что создал идеальные переговорные позиции.
При этом он не может воспользоваться этими позициями.
Добившись колоссального мирового внимания к России, ежедневно оставаясь на первых полосах крупнейших медиа, он — вместо реализации преимуществ — инерционно идет на понижение. «Логика обострения» в феврале-мае 2014 года успешно ставила перед Западом вопрос о перепозиционировании России. А «логика ответных санкций», односторонних «гуманитарных конвоев», абсурдная готовность заводить страну в дальнейшую экономическую изоляцию, готовность стать «страной-изгоем» никаких вопросов уже не ставит. Кроме одного: кто будет после Путина и как с ним начинать работать.
Вот на этом месте я хочу высказать мысль, которая на первый взгляд покажется практически неосуществимой и рискованной. И, тем не менее, эту возможность имеет смысл обсудить.
К чему приведет внезапное решение Путина вернуть Крым (столь же импульсивное, как и намерение его взять)? Парадоксально: но только оно и приведет к процессу реального пересмотра всей западной политики в отношении РФ. Только возврат Крыма Путин может обменять на разворот западной политики в направлении признания нового места РФ в глобальной архитектуре.
Возврат Крыма — и вздох облегчения всего западного сообщества — и открывает Путину дорогу к тем новым «ялтам», «венским трактатам», к «хельсинки-2», к пересмотру всех договоров о вооружениях и блоках и вообще к масштабному процессу «включения заново» России в глобальную военную и международную архитектуру, о которых непрерывно говорят его советники в публичных выступлениях.
Да, безусловно, на Западе есть те, кто этого не хотят. Но очевидно, что при такой игре у Путина возникает возможность опереться на тех, кто на это бы согласился. Очевидно и то, что, оставляя Крым себе, Путин вообще не сможет воспользоваться позитивными последствиями процесса rethinking Russia, который он запустил.
На первый взгляд, существуют обстоятельства, которые вообще не позволяют мыслить быстрый возврат Крыма. В первую очередь в голову приходят Севастополь, военная база, так называемый «"народ" Крыма», который уже дружно проголосовал за «Единую Россию», реакция российского населения, которое восприняло аннексию как восстановление «исторической справедливости» и т.д. Но если начать продумывать каждую из этих тем в отдельности и ставить себе задачу обменять все это на изменение исторического места России в мире, то на каждый пункт находится решение, позволяющее закрепить интересы России на полуострове в том случае, если он будет возвращен Украине. Перспективы глобальной политической игры и дипломатии для Кремля гораздо выигрышней в случае возврата Крыма, чем при его дальнейшей интеграции.
Инерция, которая возникает сейчас у Кремля в принятии «ответных санкций» и в рутинизации подготовки к изоляции, не просто полностью обнуляет тот интерес, который возник к России в результате экстремальных действий Путина, — дело обстоит, конечно, хуже: если продолжать политику привыкания к «изгойству», то Запад вынужден будет взять курс на демонтаж путинского режима.
Между тем, именно реакция Запада на украинский кризис отчетливо показала, что распад путинского режима, его внезапная смена — это серьезное обременение для Запада. Никто этим не хочет заниматься. Запад — в отличие от времен крушения СССР — не хочет ни политической, ни, тем более, экономической ответственности за последствия крушения. Симпатии и поддержка достались России при Горбачеве один раз и в особых условиях. Наивно думать, что Запад заинтересован в экономическом кризисе в РФ. Наоборот, для Запада страшен кризис даже в такой экономике, как греческая. Что уж говорить о масштабах РФ. Кроме того, в 1989-1991 гг. игра с нулевой суммой была важна для Запада в контексте борьбы ценностей, победы либерализма над тоталитаризмом. Сейчас ничего этого нет. Запад вполне устраивала медленная эволюция путинской политической системы.
Не хочется давать добрых советов Владимиру Владимировичу, но игра на возврат Крыма гораздо перспективней, чем игра на затяжной экономический конфликт с Евросоюзом и США. Конечно, это был бы неожиданный шаг. Но ведь и взятие Крыма было весьма экстравагантным поступком.
Комментарии
***
Шутка:
Поделить и вернуть?
Народ Крыма пожелал жить в России.
Я знаю семьи, которые в случае неудачного исхода референдума готовы были несколькими поколениями уйти в партизаны и размышляли, кто останется с детьми, а кто пойдет воевать за возвращение в Россию
Крым продать. Деньги - народу. А что крымчане скажут? И кто купит? Вернуть Украине? Уже не хозяйка и не была, и не стала, вот и потеряла, "замайданилась" и о государстве забыла. Украина? Нет. Жадные олигархи до майдана и после государственного переворота! А народ оболванили, превратили в зомбированных националистов, в пушечное мясо и в нищих! А зима на носу!
ru.wikipedia.org/wiki/Продажа_Аляски
Продажа Аляски — сделка между правительствами Российской империи и .... В то же самое время, когда была продана Аляска, одно-единственное ...
Луизианская покупка - Твид, Уильям - Муравьёв-Амурский
При каком императоре Аляска была продана США ...
navopros.ru/istoria/pri-kakom-imperatore-alyaska-prodana-amerike
Территория Аляски, площадью более полутора миллионов квадратных километров, была продана Америке за 7,2 миллиона долларов в 1867 году при ...
Кто и как продавал Аляску - Русский Портал
www.opoccuu.com/alyaska.htm
О продаже Аляски ходят тысячи мифов. Многие полагают, что ее продала еще Екатерина Вторая, некоторые считают, что ее не продали, а отдали в ...
Как и зачем Россия продала Аляску? - Аргументы и Факты
www.aif.ru/dontknows/file/1152109
17 апр. 2014 г. - Как и зачем Россия продала Аляску, читайте в справке АиФ.ru. ... России Аляску, которая была продана США полтора века назад.
За год до передачи Аляски он направил Александру II специальную записку, в которой указал на необходимость строжайшей экономии и подчеркивал, что для нормального функционирования империи требуется трехлетний иностранный заем по 15 млн руб. в год. Таким образом, даже нижний предел суммы сделки, обозначенный Рейтером в 5 млн рублей мог бы покрыть треть годового займа. Кроме того, государство ежегодно выплачивало дотации Российско-Американской компании, продажа Аляски избавило Россию от этих расходов. От продажи Аляски РАК не получила ни копейки.
А в 1991 народ СССР спросили, а сделали по-своему.
В угоду США (НАТО) и Европе!
И не Путин ее создал. Нет.
Пусть строят стену и катапультами бросают через нее греческий огонь. С них станется!
***
А в 80-е обработали русский народ (российский). И как много стало дураков!
Комментарий удален модератором
А? А Косово сербам вернут?
Вот и весь сказ!
Острова узкоглазым не вернут никогда, как и Крым кому-то... Он же русский!
все остальное мечты.бред .версии
Крым - русский.
Был, есть и будет.
А прошлое- темно. Был частично греческим. Ханским. Мог стать турецким, и совсем недавно - базой НАТО (гворят!).
А потом Сталин возмутился. Ничего, давно им пора к империалистам-милитаристам русским привыкнгуть.
Чехов писал, что любили дамы из Питера брать проводниками молодых татар крымских. Горячие парни их "пользовали", как арабы некоторых наших дур в Египте сегодня.
Всем хорошо было! И татары вели себя спокойно!
по поводу ленина лень искать!! но тоже есть)). дело в том что кроме турок все остальные тюркские племена крыма это действительно осколки золотой орды. но орды русской, в которую входили практически все народности что и по сейчас проживают бок обок с нами. это и была великая тартария)). вплоть до пугачевского якобы бунта. да еще!! что касаемо так называемого говора. в тамбовской, в оренбургской, короче в глубинке до сих пор его практикуют. а вот пишут на русском. найди послание казаков турецкому султану)), вполне себе русский язык. так что против ига свидетельствуют очень много вещей. это и языки(монгольского среди них нету) и генетика тоже. а в крыму кого только не было после первых Русичей. посмотри на ютубе фильм Стрижака (РУСКОЕ МОРЕ) думаю узнаешь много нового и тебе понравится.
______________________
"Простите, мне, право, неудобно беспокоить вас, но у меня трубы горят… Умираю совсем… Будьте добры презентовать ма-алую сумму. Простите за беспокойство."
Это будет правильно и для Морозова и для его мозга.
А вообще, такой мозг можно за деньги завещать институту мозга. Есть такой вроде.
Но я бы поднял его статус, переименовав в институт мозга Морозова. Он уникален в некотором роде.
Путин изящно трафит ворам и бездельникам надуванием щек, создает класс малоимущих, которыми легче управлять, которые за пряник нужно голосуют в десятый раз как надо, даже если им совсем будет плохо. При этом, во всем плохом будут виноваты американцы, при всей примитивности убеждения.
Взятие Крыма, стало необходимым действом для россиян, чтобы самих себя убедить в могуществе. Это все равно, что отобрать конфету у ребенка, пока ребенок маленький и гордиться собой. Западу конечно наплевать на кремль, на Крым. Они понимают гопничество россиян, и именно такая Россия их устраивает.
1. После Путина будет Путин, и Западу не придется над этим задумываться.
2. Согласно текста Кючюк-Кайнарджикского мира, подписанного Турцией и Российской Империей, в случае отказа России от Крыма, он переходит Турции, а никак не Украине (???)
3. Демонтаж путинского режима не по зубам Западу, об этом сразу можно забыть. Вон, с крошечной Новороссией полгода всем кагалом справиться не могут.
у них-погибнут - а кто налоги завтра платить будет??второй тезис мне предпочтительней, ибо россия всегда(при сов. власти) была страной людоедов..
2. Главная опасность для России не во вне, а внутри. Главная опасность в бенефициарах российской экономики. У большинства из них деньги на Западе, дети на Западе, недвижимость на Западе. Угадайте с трех раз чью позицию они будут защищать.
3. Что касается Крыма, то такая постановка вопроса просто несерьезна. Ни один политический деятель находясь в трезвом уме и светлой памяти даже вопроса не поставит в такой плоскости, если у него есть чувство политического самосохранения.