Цитаты хасидского праведника раби Нахмана из Брацлава
На модерации
Отложенный
Цитаты хасидского праведника раби Нахмана из Брацлава
Обращайся к Б-гу своими словами. Составь для себя свои личные молитвы. Это пробудит в твоей душе силы и расширит твои возможности мыслить.
(Ликутей Мохаран, ч. 8, 96)
Утрата надежды подобна утрате свободы: ты словно утрачиваешь собственное "я".
(Ликутей эйцот, Радость)
...Депрессия - это гнев, жалоба на Б-га, потому что Он не дал тебе то, чего ты хотел.
(Сихот Харан, 41, 42)
Если ты веришь, что можно испортить, верь, что можно и исправить.
Если ты веришь, что можно ранить, верь, что можно и излечить.
(Ликутей Мохаран, ч. 2, 112)
Само желание беседовать с Б-гом - это уже великая вещь.
(Ликутей Мохаран, ч. 2, 25)
Помни: главное в твоих молитвах - это вера в то, что они не остануться без ответа.
(Ликутей Мохаран, ч. 1, 7)
Полагайся только на Б-га. Это - истинная простота. Все остальное лишь запутывает.
(Ликутей эйцот, Извлечение)
Лучше быть глупцом, верящим всему на свете, чем скептиком, не верящим ничему - даже правде.
(Сихот Харан, 103)
...однако в том, что люди называют фанатизмом, нет необходимости. Можно приближаться к Б-гу, не отказываясь от всего на свете.
(Сихот Харан, 51)
Помни: никогда не будет поставлено перед тобой препятствие, которое ты не в силах был бы преодолеть.
(Ликутей Мохаран, ч. 2, 46)
Наиболее возвышенный мир - это мир между двумя противоположностями.
(Ликутей Мохаран, ч. 1, 80)
Даже если всё, что тебе удается сказать Б-гу, - это "Помоги мне!", то и это очень хорошо.
(Ликутей Мохаран, ч. 2, 96)
Как хорошо, когда тебе удается разбудить свое сердце и молиться Б-гу с таким чувством, что слезы льются из глаз, и ты стоишь, как плачущий маленький ребенок...
(Сихот, Харан, 7)
Жизнь в гармонии
Для раби Нахмана «жить в гармонии» — начало осознавать. Осознавать преходящую сущность этого мира и вечность мира будущего.
Как-то раз из окна своего дома, откуда видна была рыночная площадь, раби Нахман заметил одного из своих учеников. Тот очень спешил куда-то.
- Успел ли ты сегодня утром взглянуть на небо? — спросил его раби Нахман.
- Нет, раби, у меня не было времени.
- Поверь мне, через пятьдесят лет всё, что ты здесь видишь, исчезнет. Тут будет другая ярмарка — с другими лошадьми, с другими телегами, и люди тоже будут другие. Меня уже не будет здесь, и тебя тоже. Что же есть тут такого важного, что у тебя нет времени взглянуть на небо?
Раби Нахман из Брацлава сказал:
«Знай, что человек вынужден пройти по очень-очень узкому мосту… и главное, совершенно не бояться!»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,48)
«Не повторяй ошибок тех людей, которые не верят, что смогут измениться, и потому продолжают держаться своих привычек. Если ты на самом деле хочешь измениться и готов приложить необходимые усилия, то сможешь сделать это и изменить свои привычки.»
(Ликутей Моаран, ч. 2,110)
«Всё в мире — всё, что существует, и всё, что происходит, — это испытание, предназначение которого — дать тебе свободу выбора. Выбирай с умом.»
(Сихот Аpaн, З00)
«Свобода выбора это не загадочный, малопонятный термин. Ты делаешь то, что тебе хочется делать, и не делаешь того, чего тебе делать не хочется.»
(Ликутей Moapaн, ч. 2,110)
«Помни: ничто не приводит к совершенству жизни больше, чем вздох, исходящий из глубины сердца.»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,8)
«Научись ждать. Если, несмотря на все твои настойчивые усилия, тебе не удается достигнуть твоих целей, наберись терпения. Если выбор стоит между тем, чтобы смириться с порядком вещей, и тем, чтобы впасть в состояние душевного смятения, выбери первое.»
(Хайей Moapaн, 431)
«Любое начало требует от тебя открывать новые двери. Ключом служит готовность давать и делать. Давай деньги на благотворительные цели и делай добро.»
(Ликутей Moapaн, ч. 2,4)
«Ты находишься там, где пребывают твои мысли. Позаботься, чтобы твои мысли пребывали там, где ты хочешь быть.»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,21)
«Есть что-то, чего ты очень хочешь? Тебе очень хочется, чтобы что-то произошло? Сосредоточься на этом полностью, изо всех сил. Представь себе это в мельчайших деталях. Если твое желание достаточно сильно, а сосредоточенность достаточно полна — то сможешь добиться, чтобы это на самом деле осуществилось.»
(Сихот Аран, 62)
«Земные желания подобны солнечным лучам в темной комнате. Они кажутся чем-то материальным, пока не попробуешь их схватить.»
(Сихот Аран, 6)
«Помни: человек и деньги не могут оставаться вместе навеки. Или деньги будут отобраны у человека, или человек будет отобран от своих денег.»
(Сихот Аран, 51)
«Поклонение деньгам подобно идолопоклонству, исходит оно из неверия в Бога. Чем меньше будет этого поклонения, тем ярче будет сиять в мире Его любовь.»
(Ликутей эйцот, Деньги)
«Попробуй удовлетворение своих физических потребностей превратить в духовное переживание. Есть люди, которые едят, чтобы набраться сил для изучения слова Бога. А есть такие, более возвышенные духовно, которые изучают слово Бога, чтобы узнать, как надо есть.»
(Хайей Moapaн, 55)
«Воздерживайся насколько возможно от того, чтобы есть торопливо. То же и у себя дома — не заглатывай еду поспешно. Принятие пищи — священнодействие, требующее максимальной ясности ума.»
(Хайей Moapaн, 515)
«Если ты чувствуешь, что переполняешься гневом, — остановись. Представь себе, что ты уже излил гнев и сейчас ощущаешь себя совершенно опустошенным. Именно это происходит, когда ты сердишься: душа покидает тебя. Следуй моему совету, и твой гнев исчезнет, как если бы его и не было.»
(Ликутей Могаран, ч. 1,68)
«На оскорбление отвечай молчанием. Когда тебя оскорбляют, не плати той же монетой. И тогда ты будешь достоин истинного уважения — уважения внутреннего, уважения, происходящего из высшего источника.»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,6)
«Мир приносит выздоровление. Когда твой собственный мир рушится, старайся лучше познать Творца мира. Это создаст мир в твоей душе. Когда внешний мир рушится, поддерживай поиски правды. Это установит мир во всем мире.»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,27)
«Наиболее возвышенный мир — это мир между двумя противоположностями.»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,80)
«Помни об этом, когда в следующий раз встретишь кого-либо, чье присутствие приводит тебя в замешательство. Вместо того, чтобы стараться избежать встречи, ищи способ найти с ним общий язык.»
(Ликутей эйцот, Мир)
«Подражай Богу — не ищи у ближнего своего недостатки и слабые места. Ищи в нем хорошее. И тогда сможешь жить в мире со всеми.»
(Ликутей эйцот, Мир)
«Критиковать других, дать им почувствовать, что они нежелательны, — это каждый может. Но приободрить их,поднять им настроение — для этого нужны особый талант и усилия.»
(Нетив цадик, 13)
«Всегда ищи в других хорошее. Сосредоточиться на этом хорошем, подчеркивай его — так ты сможешь даже грешника превратить в совершенного праведника.»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,282)
«Всегда ищи хорошее в себе. Сосредоточься на этом хорошем, подчеркивай его — так ты сможешь даже подавленность духа превратить в радость.»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,282)
«Когда тебя спрашивают: «Как дела?» — не плачься и не жалуйся на трудности. Если ты отвечаешь: «Плохо», — то Всевышний говорит: «Это ты называешь ״плохо»? Ну, так Я покажу тебе, что такое ״плохо» на самом деле!».
Когда тебя спрашивают: «Как дела?», а ты, несмотря на трудности и страдания, отвечаешь: «Хорошо», — то Всевышний говорит: «Это ты называешь ״хорошо»? Ну, так Я покажу тебе, что такое ״хорошо» на самом деле!».»
(Нетив цадик, 46)
«Приучай себя к тому, чтобы у тебя были только хорошие мысли. Они совершат с твоим сознанием чудеса.»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,21)
«Архитектор мироздания никогда не делает дважды то же самое. Каждый день - это совершенно новое творение. Бери как можно больше от того, что тебе предоставляет каждый новый день.»
(Ликутей Алaxoт, ч. 1,123г)
«Каждому дню присущи свои особые мысли, слова, поступки. Живи в гармонии с ними.»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,54)
В духовном путешествии
Раби Нахман говорил, что часто чувствует, что его духовная работа лежит на нем, словно тяжелое ярмо. Но он нашел способ бороться с этим ощущением. Каждое утро он говорил себе: «Ничего не хочу знать ни о завтрашнем дне, ни о всех днях, которые наступят после завтрашнего, — есть только сегодняшний день!».
Раби Нахман понял, что больше всего нас изнуряет в духовном путешествии ощущение, что есть слишком много вещей, которые мы не успеем сделать. Его совет: сосредоточиться на ближайшей задаче. Так мы сможем преодолеть все препятствия, даже самые трудные.
Раби Нахман из Брацлава сказал:
«Духовное пробуждение начинается по вдохновению Свыше. Потом, когда ты уже отправился в путь, начинается настоящая работа. Продолжай свой путь, и вдохновение придет изнутри, из твоей внутренней сущности.»
(Ликутей Алахот, 152в)
«В начале твоего духовного путешествия тебе может показаться, что Всевышний отталкивает тебя и гнушается твоими усилиями. Продолжай идти, не отчаивайся. Придет день, и исчезнут все препятствия.»
(Ликутей Моаран, ч. 2,48)
«Духовное развитие можно иногда сравнить с ездой по горам. Найди утешение в том, что спуск — это всего лишь подготовка к подъему.»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,22)
«Будь осторожен: духовное развитие должно происходить медленно и постепенно. Мы часто хотим измениться в лучшую сторону и улучшить отношения с людьми слишком быстро. Результатом является разочарование.»
(Сихот Аран, 27)
«Никогда не настаивай на том, чтобы все происходило так, как ты хочешь. В том числе и в духовной сфере.»
(Хайей Moapaн, 433)
«Знай, что ни одно усилие, которое ты прилагаешь, чтобы приблизиться к Богу, не будет напрасным — даже если тебе в конце концов не удается добиться того, чего ты хотел.»
(Сихот Аран, 12)
«Если ты хочешь приблизиться к Богу, будь упрям и настойчив. Иначе как ты сможешь преодолеть все трудности, которые наверняка возникнут на твоем пути?»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,22)
«Не падай духом из-за препятствий, с которыми ты сталкиваешься в твоем духовном путешествии. Они поставлены там специально — чтобы укрепить твое желание достигнуть цели. Чем возвышеннее цель, тем сильнее должно быть твое Желание достичь ее.»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,66)
«Помни: никогда не будет поставлено перед тобой препятствие, которое ты не в силах был бы преодолеть.»
(Ликутей Моаран, ч. 2,46)
«Иногда кажется, что какой-то определенный вид ревностного служения — это наилучший способ приблизиться к Богу. Позже другой вид служения кажется лучшим. Зачем путаться? Все, что сделаешь, будет хорошо, при условии, что не будешь делать зла.»
(Сихот Аран, 269)
«Посвяти себя тому, чтобы делать добро, и зло исчезнет само собой.»
(Сихот Аран, 12)
«Кратчайший путь к связи с Богом — из тех, что даны нам в этом мире, — это музыка и пение. Даже если ты не умеешь хорошо петь — пой! Пой для себя, когда ты один дома. Главное, пой.»
(Сихот Аран, 273)
«Используй каждую возможность, чтобы изучать слово Бога. Это изучение упорядочивает мышление и успокаивает сердце.»
(Ликутей эйцот, Изучение Торы)
«Слово Бога — источник любой истинной жизни. Знай об этом и постарайся понять. Слово Бога способно излечить твою душу и соединить ее с ее источником.»
(Ликутей Моаран, ч. 1,74)
«Освящай свои уста молитвой и изучением Торы, ноздри — спокойным дыханием терпения, уши — слушая слова мудрецов, а глаза — закрывая их перед злом.»
(Ликутей Моаран, ч. 1,21)
«Недостаточно постигать Бога лишь умом. Соедини разум с сердцем, чтобы трепет пред величием Всевышнего привел к совершенной преданности Ему.»
(Ликутей эйцот, Знание)
«Заполни свое сердце тоской и стремлением к Богу. Пусть твоей мечтой будет искреннее Ему служение. На самом деле никакое служение человека не может соответствовать мере Его величия. Поэтому старайся просто как можно лучше служить Ему по мере своих сил.»
(Хайей Moapaн, 554, Сихот Аран, 51)
«Никогда не поддавайся ощущению одиночества. Где бы ты ни находился, Бог близок к тебе. Помни: ощущение, что ты далек от Бога, это твое субъективное ощущение. В действительности дело обстоит иначе.»
(Сихот Гаран, 52)
«Свет Бесконечного не имеет облика и принимает форму — добра или зла — в тебе, в принимающем. Поэтому всё зависит от нас. Мы обязаны стараться изо всех сил, чтобы свет Бога принял форму благословения, а не проклятия.»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,36)
«Будь осторожен — взгляд человека обладает большой силой. Если он сопровождается злыми мыслями, то может нанести ущерб. Это то, что называется «дурной глаз».»
(Сихот Аран, 27)
«Пусть твой взгляд будет добрым.
Всегда ищи в других только хорошее. От этого зависит твоя духовность. Духовность исчезает, когда люди ожесточают свое сердце завистью и смотрят на других «дурным глазом».»
(Ликутей Могаран, ч. 1,54)
«Ищи святое в обыденном. Ищи удивительное в повседневном. Разве Песнь песней не является любовной песней и в то же время — наиболее священной из книг Священного писания?»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,243)
«Когда в своем духовном путешествии ты откажешься от всех земных стремлений и желаний, тебя будут называть фанатиком. Но преданность Богу — это не фанатизм. Скорее фанатиками можно назвать тех, кто предается удовлетворению своих земных страстей. Однако в том, что люди называют фанатизмом, нет необходимости. Можно приближаться к Богу, не отказываясь от всего на свете.»
(Сихот Аран, 51)
«Жажда Бога, стремление к Нему -вот наша задача в этом мире. Утоление этой жажды будет нашим наслаждением в Мире грядущем.»
(Сихот Аран, 259)
С верой, простотой и правдой
Раби Нахман учил: мы обязаны изо всех сил искать правду — правду о мире и о самих себе.
Мы должны быть искренни и решительны. Когда поиск сопровождается верой и простотой, исчезают все сомнения и парализующее ощущение бессилия — остается лишь радостное удовлетворение.
Раби Нахман из Брацлава сказал:
«Люди не слишком ценят веру. Я же придаю ей огромное значение.»
(Сихот Аран, 33)
«Старайся изо всех сил укрепить свою веру в Бога. Вера — это основа любого духовного поиска… корень любого обучения и действия… средство передачи любого добра и благословения.»
(Сихот Аpaн, 261)
«Для искренне верующего человека верить значит видеть.»
(Ликутей эйцот, Вера)
«Лучше быть глупцом, верящим всему на свете, чем скептиком, не верящим ничему — даже правде.»
(Сихот Аpaн, 103)
«Используй все доступные тебе средства, чтобы построить свою веру. Включая веру в праведника… и в самого себя.»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,61)
Укрепляй в себе веру, повторяя:
- Я верю, что для Бога я очень важен.
- Я верю, что всегда могу вернуться, даже если очень отдалился.
- Я верю, что есть у меня внутренняя сила измениться.
- Я верю, что могу приблизиться к Богу и быть искренне преданным Ему.
(Из разных книг)
«Вера дает тебе жизнь. Каждый день она наполняет тебя добром. Когда приходят беды — а они неизбежны, — черпай утешение в вере и знай: все, что происходит, — к добру.»
(Сихот Аран, 32)
«Знай, что служить Богу можно любым способом. Но чем слабее вера, тем больше люди обращаются к более сложным и трудным способам служения.»
(Ликутей Moapaн, ч. 2,86)
«Отдались от мудрствования и хитростей, они не помогут тебе приблизиться к Богу. Тебе нужны лишь простота, искренность и вера. В конце концов, разве Бог не возвышается над всем сотворенным? И в то же время разве Он не является совершенством простоты?»
(Сихот Аран, 101)
«Полагайся только на Бога. Это — истинная простота. Все остальное лишь запутывает.»
(Ликутей эйцот, Излечение)
«Обратил ли ты внимание, что чем дальше люди отдаляются от правды, тем больше они склонны считать того, кто отстраняется от зла, глупцом? Когда в мире нет правды, каждому, кто хочет отстраниться от зла, не остается ничего иного, как выдавать себя за глупца.»
(Сефер амидот, Правда)
«Слабость человеческой натуры приводит к тому, что победа и правда не всегда могут мирно соседствовать. Поэтому, если ты всегда хочешь побеждать, то не всегда правда будет на твоей стороне.»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,122)
«Правда всегда одна־единственная. Вранья же есть много. Ложь приводит к тому, что у нас двоится в глазах: одна вещь выглядит, как две, а целое видится, как разделенное. Всегда стремись к «цельному видению» правды.»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,51)
«Старайся на все смотреть добрым взглядом. Постоянный поиск добра даст тебе возможность найти правду. Даже если ты обладаешь добрым взглядом, будь осторожен и не суди поспешно. Это подобно тому, что ты смотришь на кого-то издалека и в результате приходишь к неправильному выводу.»
(Ликутей Могаран, ч. 1,51)
«Если хочешь быть честным человеком, не подпадай под влияние слов других людей — ни когда тебя хвалят, ни когда тебя порицают. Работай над тем, чтобы освободиться от зависимости от чужого мнения. Тогда обретешь свободу быть тем, кем ты есть на самом деле.»
(Ликутей Могаран, ч. 1,66)
«Правда это «свет», который помогает тебе выбраться из тьмы. Зажги его!»
(Ликутей Moapaн, 4.1,9)
Раскрыть врата Небес
Раби Нахман предложил несколько способов, с помощью которых можно раскрыть врата Небес: обычную молитву и молитву спонтанную; гитбодедут — уединение, его собственный, особый метод медитации; безмолвный крик.
Раби Нахман говорил: Когда я уединяюсь? Когда весь мир окружает меня — именно тогда я остаюсь наедине с Богом. Я знаю, как кричать безмолвным криком. И тогда мои слова слышны во всех концах света, но те, кто стоят вокруг меня, не слышат ничего!
Каждый может это сделать. Представь себе, что такой безмолвный крик раздается в твоем мозгу. В последний момент, перед тем, как звук прорвется из горла к устам, перенеси его в свой мозг. Сделав так, ты издашь крик лишь в своей голове. Обрати этот крик ко Всевышнему, и он раскроет врата Небес.
Раби Нахман из Брацлава сказал:
«Молись. Молись. Молись. Всё, что тебе необходимо… молитва — лучший способ получить это.»
(Сихот Аран, 233)
«Молись с чувством, и Бог тебе ответит.»
(Сефер амидот, Раскаяние)
«Молись сосредоточенно, и ты увидишь, что все врата Небес раскрываются перед тобой.»
(Сефер Гамидот, Размышления)
«Молись с радостью, и ты увидишь, как твои просьбы возносятся прямо во дворец Всевышнего.»
(Сефер амидот, Молитва)
«Выйди и попробуй победить Бога. Да, Бог хочет, чтобы мы Его победили, чтобы мы молились так долго, пока не «вынудим» Его простить нам наши грехи.»
(Сихот Аран, 69)
«Когда только можешь, иди молиться в поле. Все травы присоединятся к твоим молитвам. Их пение сольется с твоей молитвой и даст тебе силы петь хвалебные гимны Богу.»
(Ликутей Могаран, ч. 2,11)
«Восхваляй Бога: это ставит всё на свои места и представляет вещи в правильной перспективе.»
(Ликутей Могаран, ч. 1,27)
«Помни: главное в твоих молитвах это вера в то, что они не останутся без ответа.»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,7)
«Хорошенько прислушивайся к словам своей собственной молитвы. Если и сердце твое будет прислушиваться, то в определенный момент — без всякого усилия — все твое существо подключится к молитве.»
(Сихот Аран, 66)
«Как хорошо, когда тебе удается разбудить свое сердце и молиться Богу с таким чувством, что слезы льются из глаз, и ты стоишь, как плачущий маленький ребенок, ищущий утешения у родителей.»
(Сихот Аран, 7)
«Речь обладает великой силой пробуждать духовное в человеке. Обращайся к Богу своими словами. Составь для себя свои личные молитвы. Это пробудит в твоей душе силы и расширит твои возможности мыслить.»
(Ликутей Moapaн, ч. 2,98)
«Уединение и размышления — исходящее изнутри, спонтанное самовыражение перед Богом - это наилучший путь. Иди по нему.»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,25)
«Пусть твоей привычкой станет каждый день уединяться и размышлять. Каждый день раскрывай перед Богом свои самые сокровенные мысли и чувства и делай это наиболее привычными тебе словами.»
(Ликутей Moapaн, ч. 2,96)
«Беседуй с Богом так, как ты беседуешь со своим лучшим другом. Рассказывай Ему всё.»
(Ликутей Moapaн, ч. 2,99)
«Даже если всё, что тебе удается сказать Богу, это «Помоги мне!», то и это очень хорошо. Повторяй это снова и снова, пока Бог не отворит твои уста и слова польются из глубины твоего сердца.»
(Ликутей Moapaн, ч. 2,96)
«Но даже если слова и не польются, не отчаивайся. Каждый день возвращайся на то место, где ты уединяешься, и жди. Само желание беседовать с Богом - это уже великая вещь.»
(Ликутей Moapaн, ч. 2,25)
«Высшей ступени уединения и размышления ты достигаешь, когда — стремясь изо всех сил соединиться с Богом — ты чувствуешь, что твоя душа связана с телом одной лишь тоненькой ниточкой. Чего лучше этого можно еще желать в этом мире?»
(Ликутей Moapaн, ч. 2,99)
«Молитва — это прежде всего те врата, через которые мы приближаемся к Богу. Учись молиться, и тогда ты познаешь Бога и будешь связан с Ним.»
(Ликутей Moapaн, ч. 2,84)
Оставить грусть, обрести надежду и найти радость
В тот день раби Нахмана постигло великое горе — умер его сын. Раби Нахман был чрезвычайно подавлен. Наиболее близкие к нему хасиды, пришедшие его утешить, не смогли вынести вида его страданий и выбежали из дома.
Когда они вернулись на следующий день, раби Нахман сказал им: «Если бы вы не убежали вчера, я рассказал бы вам что-то чудесное». После этих слов он начал урок на тему «Сад души», объясняя, как можно найти смысл и обрести надежду даже в самом большом страдании.
Раби Нахман из Брацлава сказал:
«Помни всегда: радость — это не что-то второстепенное в твоем духовном путешествии, она для него необходима.»
(Ликутей Могаран, ч. 2,24)
«Ничто не делает человека более свободным, чем радость. Она высвобождает твой разум и наполняет его спокойствием.»
(Ликутей Moapaн, ч. 2,10)
«Утрата надежды подобна утрате свободы: ты словно утрачиваешь собственное «я».»
(Ликутей эйцот, Радость)
«Найти истинную радость — наиболее трудная из духовных задач. Если тебе кажется, что единственный способ развеселиться — это сделать какую-нибудь глупость (не причиняя никому вреда), сделай ее.»
(Ликутей эйцот, Радость)
«Уныние причиняет большой ущерб. Применяй любые уловки, чтобы пробудить в себе радость.»
(Ликутей Moapaн, ч. 2,48)
«Сегодня у тебя приподнятое настроение. Не давай твоим «вчера» и «завтра» ввергнуть тебя в уныние.»
(Сихот Аран, 288)
«Если вопреки желанию радоваться, ты чувствуешь себя удрученным, черпай силы из прежних радостных времен. В конце концов радость вернется к тебе.»
(Ликутей Могаран, ч. 1,222)
«Если ты не чувствуешь радости, делай вид, что чувствуешь. Даже если ты пребываешь в великой печали, старайся улыбаться и веди себя так, словно ты весел. И истинная радость придет.»
(Сихот Аран, 74)
«Заведи себе привычку напевать. Это даст тебе новую жизнь и наполнит тебя радостью.»
(Ликутей эйцот, Терпение)
«Заведи себе привычку танцевать. Танец развеет твою грусть и изгонит твои беды.»
(Ликутей Moapaн, ч. 1,41)
«Улыбайся всегда. И тогда у тебя будет подарок жизни, чтобы преподносить его людям. Бывает, что люди находятся в большой беде и им не с кем поделиться своим горем. Если ты подойдешь к ним с улыбкой на лице, то поддержишь их и дашь им новую жизнь.»
(Сихот Аран, 43)
«Не путай разбитое сердце с унынием и депрессией. Депрессия — это гнев, жалоба на Бога, потому что Он не дал тебе то, чего ты хотел. Но когда сердце твое разбито, ты подобен маленькому ребенку, который плачет, потому что его отец находится далеко от него.»
(Сихот Аpaн, 41,42)
«Когда ты пребываешь в радости, тебе легко выделить немного времени, чтобы молиться с сердцем, полным раскаяния. Но когда ты пребываешь в унынии, очень трудно уединиться и беседовать с Богом. Вот почему так важно пребывать в радости, даже если тебе приходится принуждать себя радоваться.»
(Сихот Аран, 20)
«Любой ценой старайся избегать уныния. Оно — источник всех болезней и недугов.»
(Ликутей Moapaн, ч. 2,24)
«Принято думать, что забывчивость это недостаток. Я считаю, что это преимущество. Способность забывать освобождает человека от бремени тяжелых воспоминаний.»
(Сихот Аран, 25)
«Никогда не отчаивайся! Никогда! Запрещено отказываться от надежды.»
(Ликутей Moapaн, ч. 2,78)
«Не важно, насколько далеко ты отошел, всегда можно вернуться к Богу. Поэтому ясно, что совершенно нет места для отчаяния.»
(Сихот Аран, 3)
«Никогда не отчаивайся — кричи, молись, умоляй Бога. Не переставай, пока не добьешься своего и не достигнешь близости к Богу.»
(Хайей Моhаран, 565)
«Если ты веришь, что можно испортить, верь, что можно и исправить. Если ты веришь, что можно ранить, верь, что можно и излечить.»
(Ликутей Moapaн, ч. 2,112)
«Помни: положение вещей может измениться от самого плохого до самого хорошего… в одно мгновение.»
(Алим литруфа)
Комментарии