НАТО: между двух огней

Война в Украине и «Исламское Государство», захватившее треть Сирии и половину Ирака, стали главными темами саммита НАТО в Уэльсе.

На моей памяти это первый саммит, не считая Ирака и Афганистана, на котором лидерам западного мира пришлось тушить не один, а целых два больших пожара на разных континентах.

Европейские руководители, да и президент Барак Обама, предпочли бы заниматься внутренними экономическими проблемами, но ни «халиф» «Исламского Государства» Абу Бакр аль-Багдади, ни Владимир Путин не интересовались их мнениями.

Петр Порошенко на саммите присутствовал, и ему было обещаны оборудование, финансовая помощь и даже советники для давно назревшей реформы ВС Украины. Но он, очевидно, не получит ни НАТОвских солдат, ни оружия, что подвигнет его на замирение с Кремлем, причем на условиях Кремля.

Даже если заявление Путина уходящему президенту Еврокомиссии Жозе Мануэлю Баррозу, что он может взять Киев за две недели, была попыткой запугать европейцев или бахвальством, НАТО не станет воевать за Донецк.

Достижением саммита в Уэльсе стало создание сил быстрого реагирования, говорят западные лидеры. Но опять эти декларации могут оказаться примером политики Североатлантического альянса, основанной на принципе «слишком мало, слишком поздно».

Украину пророссийские сепаратисты и так называемые «отпускники» ВДВ рвут, как Тузик грелку. Бывшие руководители Приднестровья оказываются во главе ДНР и ЛНР. Они не имеют отношения к Восточной Украине, но у них большой опыт создания полицейского сепаратистского анклава, занимающегося контрабандой оружья и подчиненной российской армии и спецслужбам.

Российская армия больше не скрывает, что ее танки, установки залпового огня и ПВО введены на территорию братского государства.

4 тысячи солдат вновь созданных сил быстрого реагирования НАТО не остановят это наступление, и не смогут препятствовать созданию Мегаприднестровья, которое станет очагом напряженности на годы, если не на десятилетия, и скорее всего, закроет Украине путь европейской интеграции.

З сентября президент Обама в Таллине заявил, что Эстония стала новой «красной линией». А через два дня, был похищен и перевезен в Россию офицер контрразведки Эстонии. Можно предположить, что это ответ Москвы на заявления Обамы. Вызов российского посла в эстонский МИД пока что выглядит беззубым ответом.

Зная эстонцев, реакция будет небыстрой, нестандартной, и неприятной. Для России.

Премьер Великобритании Дэвид Камерон заявил, что правительство Ее Величества предоставит в распоряжение новой бригады до тысячи солдат. Командовать ею будет британский генерал.

Штаб нового соединения будет в Польше, подразделения будут дислоцированы на базах в странах Балтии, Центральной и Восточной Европы.

Настоящие силы сдерживания не являются силами быстрого реагирования. Это постоянные базы с большим количеством конвенционального и ядерного оружия. Так Америка сдерживала СССР в Европе, и так она сегодня сдерживает Северную Корею на 38-й параллели.

Тем не менее, новая бригада, растянутая чуть ли не от Балтийского до Черного моря, не способна противостоять быстро модернизирующейся российской армии, в составе которой будет 50 бригад, половина из них – быстрого реагирования.

Тем не менее, создание сил быстрого реагирования провозглашено большим достижением НАТО. К сожалению, в кратчайшие сроки станет видно, что громкие декларации и демонстративные шаги, призваны скрыть нежелание альянса во главе с Бараком Обамой, остановить российскую агрессию в Украине.

Очевидно, успехи в борьбе с «Исламским Государством» окажутся более осязаемыми. США и Великобритания традиционно стоят плечо к плечу, нанося авиаудары по позициям ИГ в Сирии и Ираке. Вместо того, чтобы отправить на консервацию или продать один из авианосцев, Британия будет держать его в боевой готовности.

НАТО и союзники Альянса, включая Австралию, будут тренировать вооруженные силы Ирака и курдов. Усилится координация с государствами Персидского залива и даже с Ираном. Несмотря на столкновение из-за Украины, даже России имеет смысл участвовать в войне против террористической структуры, которая заявила о грядущем «освобождении» Чечни и Кавказа.

Но саммит в НАТО не стал переломным моментом на пути к миру в Восточной Европе. Наоборот, слабость, продемонстрированная союзниками, может привести к большой трагедим.

Aриэль Коэн, Директор компании International Market Analysis Ltd, занимающейся менеджментом политических рисков инвестиционных проектов, и Директор Центра энергии, природных ресурсов и геополитики в Институте Анализа международной безопасности (Вашингтон).