Россия forever!

 

Наталья ГАВРИЛЕВА

 

Каждое новое поколение строит свою страну. Заветы отцов — это хорошо, их надо чтить, и отцов, и их заветы. Но если ты строишь жизнь по вымеренным ими лекалам, не видать тебе счастья. Так уж жизнь устроена, что это светлое чувство приходит только к тому, кто сам долго и упорно трудился, кто боролся и победил, пусть даже эта победа будет только над самим собой.
Еще недавно автор сих строк задавала дьякону Андрею Кураеву, тогда еще в милости пребывающему на полуострове, вопрос о том, пойдет ли новое поколение, случись что, защищать Отечество с оружием в руках. Тогда казалось, что это невозможно: гламур властвовал повсюду.



А гламур не предполагает боль, страдания, кровь. У наших отцов, а тем более дедов, даже понятия такого не было — «гламур». Шик — был: кому чуб набриолиненный, кому джинсы в обтяжку с нужным лейблом. А что, фашистов победили, города отстроили — почему бы и не пошиковать?

Когда, когда началось это ползучее змеиное шипение на свое Отечество? Почему мы так беспечно забыли, что грань между понятиями страна и государство так легко стирается? Нам не нравилось государство — оно нас угнетало, не давало развиваться, давило, и мы быстро согласились с тем, что оно диктаторское, тоталитарное и потому надо с ним расстаться. Нам это доступно объяснили, а мы заглотили наживку. Потеряли государство — потеряли страну. 

Сегодня уже, кажется, дошло до самого последнего чмошника, что Запад поманил нас обычными стеклянными бусами — тем самым шиком, гламуром. А мы, как те африканские туземцы в период начальной колонизации, потянулись за этими стёклышками. Но не всё к нам пришло с заграничной подачи — как оказалось, и среди нас было достаточно тех, кто четко знал, что нужно делать, чтобы их сейфы наполнялись золотыми батонами. А мы, дурачки, очень всему этому способствовали: как же, нас позвали в европейско-американский рай! 

Еще недавно, пару лет назад, мне было трудно разговаривать со своими московскими друзьями: я им про то, что в США практически каждый второй живет за гранью или на грани бедности — а они мне про великую, практически безмерную их мощь. Я — про нашу русскую культуру, они мне — про битлов. Давненько с ними не общалась — не знаю, что сейчас в их головах.

…Крым таки стал ключиком, который отворил двери в русскую душу. Под словом русский я понимаю всю совокупность национальностей, проживающих на широких российских землях. Нам все время тычут пальцем в то, что русский — это прилагательное. Как сегодня оказалось, именно эта «прилагательность» и не дала нам всем превратиться в гламурненьких кукол с пустыми глазами, у которых легко забрать душу, а за ней — и все богатства земли русской. 

Говорят, душа народа живет в песнях — посмотрите, как гонят со сцены по всем российским городам Андрея Макаревича и Диану Арбенину, которые втюхивали нам все эти годы, будто они поют гражданские песни — то есть те, которые отражают настроения общества!

А они всё делают вид, что не понимают, почему они стали изгоями. На этой неделе натолкнулась не только на их стенания, но и на новый клип Стаса Михайлова, этого певца романтически-тягучей лирики. Его новая песня на фоне кадров с русскими богатырями о многом говорит: попал человек в тему. Думаю, вот он теперь концертами надолго обеспечен.

Потому что на этой неделе случилось то, чего так долго ждали те, кто уже понял, что происходит в мире. На сцену, то есть на пресс-конференцию, вышел Игорь Стрелков. И — почти одновременно Владимир Владимирович поставил свечку за тех, кто погиб в Новороссии. Всё, теперь все эти «путинслил» и пр. могут отползти в сторонку и тихонько в кулачок поплакать: страна выжила. И теперь она берется за строительство нового государства. По новым правилам.

Новые правила очертил Стрелков — всей своей тяжкой мужской работой в Славянске. А Путин дал им толчок, придал ускорение, смысл и, главное, ресурс. И ресурс — это вовсе не деньги. Это прежде всего люди — значит, лидер знает, что качество в данном случае перешло в количество, которое зелеными знаками уже не перекупишь. Да и зелени уже конец приходит — я про очередное заседание ШОС на этой неделе. 

Нельзя однажды проснуться в другой стране. Даже в 1954-м, когда Крым подарили Украине, тому предшествовали какие-то знаки, телодвижения власти. Кто хотел понимать, что происходит вокруг, наверняка видели эти знаки. Те, кто жил, как трава, склоняясь под ветром, тот да, «проснулся в другой стране». 

История современной Украины заставила жителей одной шестой части суши оглянуться вокруг и хотя бы попытаться понять правила жизни, в которых их еще недавно заставляли существовать. Россия сейчас просыпается и с изумлением понимает, что она может сама — сама! — устанавливать эти самые правила и жить по ним, не оглядываясь на дядюшек и тетушек с гламурненького Запада. Захотели — и провели на Дальнем нашем Востоке внезапные военные учения. И то, что раньше собирались «на войну» за полдня, сегодня получилось за полчаса. Умеем же! 

И теперь не в России Ельцин — а на Украине Порошенко стоит пьяненький перед телекамерами. Украина, это крымчане заметили лет -дцать назад, всегда в своем развитии отставала от России на три-пять, а то и больше лет. Не хочу обидеть — просто это говорит о том, что то, что сейчас называется Украиной, имеет будущее — и от самих граждан, живущих на той территории, зависит, каким оно будет.

А Крым завтра сделает свой выбор. Политологи говорят, что он, выбор, предсказуем. Сдается мне, что у нас после этого выбора вся борьба впереди: слишком много завалов осталось после украинского прошлого. То, о чем сейчас пока говорят шепотком, может растаять, как дым, — а может окрепнуть, заматереть и уничтожить то, к чему мы на этой неделе все вместе заметно продвинулись. К чему продвинулись, хотите уточнить? Отошлю вас снова к пресс-конференции Игоря Стрелкова: лучше, чем он, не скажешь.